334

Кто в зоне хозяин?

Суд Конаева приговорил бывшего начальника учреждения №57 КУИС МВД Петра Писарева к девяти годам заключения

Кто в зоне хозяин?

Его вместе с подчиненным Ерланом БОЛЕКБАЕМ, которому дали три года лишения свободы, обвинили в неоднократном получении взяток от осужденных. Председатель суда Олжас КУРЕНБЕКОВ, рассмотревший уголовное дело, имущество Петра Анатольевича не конфисковал, но пожизненно запретил ему работать на государственной службе.

В пенитенциарной системе Петр Писарев считался одним из самых честных и порядочных офицеров. Он жил в поселке Заречном на арендованной квартире, сутками пропадал на службе, получал звания, медали, премии. В колонию, которую он возглавлял, приглашали журналистов, правозащитников, работодателей. Для тех, кто лично знал Писарева, его арест стал громом среди ясного неба. На чем же погорел столь идеальный служивый?

В октябре 2021 года осужденный ВАЛИЕВ, как сказано в уголовном деле, начал заниматься кустарным производством изделий из дерева в учреждении №57 и получать прибыль. Петр Писарев, узнав об этом, предложил зэку делиться доходами. Взамен пообещал создать благоприятные условия отбывания срока наказания и общее покровительство - как известно, без разрешения хозяина в зоне даже “мухи не летают”. А чтобы Валиев был посговорчивее, Писарев пригрозил устроить ему “положение-тюрьма” (так на сленге называют самые жесткие условия содержания в колониях).

Побоявшись брать деньги лично, Петр Анатольевич попросил двух близких друзей переводить средства, которые будут поступать на их банковские счета, на карту своей суп­руги. Друзей, надо отметить, Писарев использовал втемную: они не знали, что поступающие к ним деньги - это взятка. Получив согласие товарищей, начальник позвонил на мобильный (!) осужденному и потребовал сделать денежный перевод. Валиев связался со своей супругой и вскоре на счета друзей Писарева стали капать сначала 10 000 тенге, затем 20 000, 30 000, 50 000… В общей сложнос­ти сиделец обогатил хозяина на 517 000 тенге. К слову, это примерно месячное денежное довольствие Писарева.

Очередной жертвой вымогательства стал заключенный АШИМОВ, отбывающий семилетний срок за мошенничество. За пару лет отсидки зэку удалось войти в доверие к хозяину и даже стать его личным водителем. Впрочем, и ему пришлось платить за доброе расположение начальника. В октябре 2022 года Писарев позвонил Ашимову, который как особа, приближенная к хозяину, пользовался мобильником. В общем, на счет друзей Писарева опять стали поступать денежные переводы. Следствием установлено, что начальник за счет своего водителя стал богаче на 247 000 тенге.

В ноябре 2021 года из Астаны в колонию прибыл этапом некий АЛЧИНБАЕВ, осужденный на 11 лет за дачу взятки и особо крупное мошенничество. Вскоре в этой колонии супруга Алчинбаева открыла кулинарный цех и приняла на работу своего мужа. Платила неплохо, раз Писарев, “используя служебные полномочия, задался преступным умыслом, направленным на получение взятки путем вымогательства, неоднократно”. Чтобы обезопасить себя, подполковник попросил своего водителя Ашимова найти посредника. Вскоре тот скинул мобильный номер своего отца, привязанный к популярному банковскому приложению.

Писарев вызвал осужденного Алчинбаева в дежурную часть и потребовал 1 500 000 тенге за свое покровительство. Тут же переслал ему через мессенджер номер нужного телефона, но Алчинбаев отказался платить дань. Тогда хозяин и ему пригрозил: мол, захочу, работать в кулинарке больше не будешь. И вообще, получишь массу неприятностей и проб­лем.

Посоветовавшись с супругой, припертый к стенке осужденный попросил ее скинуть требуемую сумму. После долгих переговоров супружеская чета сошлась на 500 тысячах тенге, которые пополнили счет Ашимова-старшего. Алчинбаев сообщил взяточнику в погонах, что других денег у него попросту нет. Писарев отправил водителя в банк и тот привез шефу 495 тысяч тенге.

Деньги Петр Анатольевич в служебном кабинете брать побоялся: выйдя во двор, сел на переднее сиденье своего служебного авто и спрятал наличность в карман. Но даже такая конспирация не спасла: подполковника юстиции уже давно вели оперативники департамента КНБ Алматинской области при координации прокуратуры. И все это в рамках раскрытия серии уголовных дел об онлайн-казино за решеткой (см. “Тихая отставка и громкие последствия”, “Время” от 9.1.2025 г.).

В первое время Писарев отказывался давать какие-либо показания и не признавал своей вины в коррупции. Похоже, надеялся на своих покровителей. Но после ареста Петр Анатольевич, как говорится, слился по полной. В суде он во всем признался и чистосердечно раскаялся.

- Являясь начальником учреж­дения №57, неоднократно получал от осужденных Ашимова, Алчинбаева, Валиева взятки за покровительство и создание благоприятных условий для отбывания наказания. А также за то, чтобы указанные осужденные могли работать на территории учреждения. Вину полностью признаю, чистосердечно раскаиваюсь, - выступил в зале суда с последним словом Писарев.

Он попросил судью выписать ему штраф вместо лишения свободы. Олжас Куренбеков признал смягчающими уголовную ответственность и наказание целый ряд обстоятельств: Писарев ранее не судимый, полностью признался и раскаялся в содеянном. Кроме того, представил суду положительные характеристики с места работы, справки о наличии двух несовершеннолетних детей и документ о добровольном возмещении незаконно полученных денег в доход государства.

Однако чашу весов перевесило обстоятельство, отягчающее ответственность и наказание, - совершение уголовного правонарушения лицом, нарушившим данную им присягу.

Тохнияз КУЧУКОВ, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть