Нарочно не придумаешь
В Алматы прошел фестиваль документального кино Qara Film Festival - в его программе 11 международных лент. Впервые на фестивале состоялся конкурс короткого метра “Бiз” среди казахстанских картин.
Все фильмы, заявленные в программе фестиваля, гармонично вплетены в единое полотно настроения - поиск себя, своего дома, корней, тихой гавани. Авторское, а потому очень личное, хотя и снятое на зудящую для общества тему, кино из Швеции, Нидерландов, Армении, Украины, Польши, Франции, Кыргызстана, Венгрии, Индии, Таджикистана, Дании, Германии и Финляндии.
Открыл фестиваль новаторский даже для мейнстрима анимационный документальный фильм. Датский режиссер Йонас Поэр РАСМУССЕН доказывает: бывает и такое. У анимации здесь задача особая - не только сыграть то, что не сыграет человек, а помочь и создателям фильма, и зрителям не абстрагироваться от реальности и от уже случившейся истории, а оказаться в самой гуще событий. “Побег” - это история беженца Амина, попавшего из Афганистана в Данию.
Среди остальных фильмов, заявленных в программе международной линии фестиваля, есть картины, которые способны заинтересовать не только сюжетом и подачей, но и самой историей создания. Например, фильм “Аполония, Аполония”, признанный лучшим на международном фестивале документального кино IDFA, режиссер Леа ГЛОБ снимала 13 лет, буквально по пятам следуя за французской художницей Аполонией.
В казахстанском сегменте фестиваля крен в сторону личности заметнее. Истории, вдохновившие отечественных документалистов, о Казахстане, и не только. Тут и рутина пожилых горожанок в Экибастузе, и быт пятерых жителей на берегах Аральского моря, и счастливое детство мальчика с аллергией и астмой, художник, незрячий массажист, прошедшая через китайские лагеря “перевоспитания” казашка и даже 80-летняя фанатка нашего певца Димаша КУДАЙБЕРГЕНА из США. Есть определенный режиссерский успех - с героями хочется продолжить знакомство и после финальных титров.
В этом году Qara Film Festival проходил на площадке театра АРТиШОК, что придало особый флер и без того интересному проекту. Стартовав из-за пандемии как онлайн-проект, фестиваль теперь имеет много поклонников. На его площадке можно пообщаться с авторами, поучаствовать в дискуссии режиссеров.
Юлия ЗЕНГ, Алматы