10236

Ценности жизни

Отчим не любил падчерицу, и нелюбовь эта была временами похожа на ненависть. Не бил, боже упаси, школьную форму покупал, тарелкой супа не попрекал. Но вот когда родной дочери, девочке, рожденной в совместном браке с мамой падчерицы, покупал шоколадку, то брал только одну плитку. Дома торжественно вынимал из кармана и протягивал дочери со словами:
- Сама всю скушай!
Девочка обнимала отца, говорила спасибо. Девочка очень любила отца. Ну и он ее, это все видели. Без гостинца домой не приходил.
Дочь раскрывала шоколадку, шуршала золотистой бумажкой и отправляла в рот маленький кусочек.
- Вкусно? - смеялся папа. - Завт­ра еще куплю.
Падчерица старалась не попадать на глаза отчиму. Ей сладости не полагались. Это на любимых людей тратиться приятно, а нелюбимых можно только терпеть в доме.
...И лишь поздно ночью, когда родительский храп оглушал весь дом, девочка с шоколадкой лезла под одеяло к своей сестре, и они, как заговорщики, тихо-тихо откусывали от плитки по маленькому кусочку, растягивая удовольствие.
Я познакомилась с ними, когда одна из них уже была на пенсии. Вот ей как раз я принесла коробочку конфет. Если будущий герой материала приглашает к себе домой, это очень даже здорово, там вероятность провала интервью практически нулевая. Тот случай, когда чужие стены помогают журналисту.
- О, чернослив в шоколаде! - обрадовалась женщина. - Я коробку открою, когда сестренка ко мне в гости заглянет. Мы, знаете, с детства сладости друг без друга не едим…
Вот ведь какая история: вспомнила двух сестер, хотя хотела рассказать совсем о другом. Как в годы войны еврейскую семью впустила к себе в дом многодетная казахская семья и делилась всем, что было. У беженцев был маленький ребенок, родившийся в дороге, и такой же маленький чемоданчик, в котором были какие-то книги.
- Мы взяли с собой самое дорогое, - оправдывались они и предлагали хозяевам какие-то сверкающие камешки.
Но что с ними делать? В казан не положишь, семью не накормишь.
Как потеплело, беженцы уехали в Узбекистан, там у них была родня.
Всё сокрушались, что не знают, как отблагодарить людей, ведь они спасли жизнь их ребенка, да и их тоже. Они люди, неприспособленные к сельской жизни, это было видно сразу.
Прощаясь, вручили хозяйской дочери несколько камешков, сказали, что они могут ей пригодиться в будущем.
- Ой-бай, нам ничего не надо, -
сказали казахи и дали евреям в дорогу баурсаки.
А камешки отдали девочке: пусть играет, нам-то они зачем?
Девочка играла камешками, сколько-то потеряла, сама не помнит сколько, а один, который сохранился, показала кому-то из друзей своих внуков.
- Это бриллиант, апа, - просветили девочку, которая успела состариться.
- Камень как камень, - не поняла ценности апа…
Правда, к тому времени, когда внуки рассказали корреспонденту эту удивительную историю, она уже знала, что где-то за такой камешек дают хорошие деньги…

Хельча ИСМАИЛОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть