Фабрика хорошего настроения
Пока любители активного отдыха весело проводят зимние праздники, катаясь на лыжах и сноубордах, сотни людей обеспечивают им выглаженные склоны, безопасные трассы, подъемники и прочий сервис. Давайте заглянем в закулисье горнолыжного курорта и узнаем, как там все устроено.
Благодаря Евразийскому альянсу горных курортов, который организовал специальный пресс-тур для журналистов Казахстана и Узбекистана, мы познакомились с различными службами самого большого курорта, входящего в альянс, - "Роза Хутор", где проходили соревнования по горнолыжному спорту сочинской Олимпиады.
Это настоящее производство, с различными цехами и службами, а конечный продукт, который здесь производят, - хорошее настроение и позитивные эмоции гостей курорта.
Евразийский альянс горных курортов - объединение, в которое входят казахстанский "Шымбулак", российский "Роза Хутор", узбекский "Амирсой", азербайджанский "Шахдаг". Одна из задач альянса - подготовка, обучение персонала, обмен опытом и повышение квалификации.
- "Роза Хутор" - уникальный объект, не только потому, что в 40 минутах от нас море, а потому, что мы абсолютно самодостаточны и имеем все службы и сервисы, которые только возможны на горных курортах, - говорит Сергей ЧЕРНОВ, заместитель гендиректора по эксплуатации горнолыжного комплекса. - Непосредственно на горе зимой работают 750 человек: это подразделение канатных дорог, противолавинная служба, спасатели, инструкторы, службы горнолыжных трасс, снегоуплотнительных машин, парков, искусственного оснежения. Они обслуживают зимой 32 подъемника, 105 километров трасс. За год нас посещают около двух миллионов человек.
Для их размещения предназначены 15 отелей, пять апарт-отелей, 12 шале и один санаторий.
- Отели нашего курорта имеют номерной фонд емкостью более 2600 комнат. Пиковая загрузка приходится на зимние месяцы и достигает в этот период 85-95 процентов, - рассказывает Сергей КИСЕЛЁВ, директор департамента гостиничной недвижимости "Роза Хутор". - Помимо развитой продуманной инфраструктуры наши отели рады предложить персонифицированный сервис и выверенный индивидуальный подход к каждому гостю.
Курорт никогда не спит. Круглосуточно кипит работа у службы искусственного оснежения. Повелители снега гордо носят шапочки с надписью Snow maker и ласково называют насосную станцию "Наташкой". В их ведении каскад из пяти насосных станций, 60 км трубопроводов, два искусственных озера для накопления воды и 404 снегогенератора - самая большая система искусственного оснежения в Европе.
Эта служба отвечает не только за снег на трассах, но и за водоснабжение высотных объектов курорта. Специалисты там уникальные, штучные. Должности их называются по-простому: электромеханик, слесарь-обходчик, но при этом на 22 работника приходится 22 диплома о высшем образовании. Помимо высшего образования они обучаются еще и на рабочем месте - таких специалистов ни одно заведение не готовит. Как признается Вячеслав СОЛДАТЕНКОВ, руководитель службы искусственного оснежения, два года требуется, чтобы из инженера подготовить полноценного сноумейкера.
- Мы работаем в сложных климатических условиях, ведь это единственный горнолыжный курорт, который расположен в субтропиках, - поясняет Вячеслав. - Плюс три зоны по высотным отметкам, нужно очень точно конфигурировать оборудование под каждый температурный режим.
Снежные пушки могут работать при температуре -2-3 °С. Их помощь требуется практически постоянно: в начале сезона, чтобы пораньше открыть трассы для катания, в конце сезона, чтобы продлить работу курорта, в разгар сезона, если мало снега. И даже если его много - потому что природный снег слишком рыхлый и неустойчивый, для качественной подготовки склона его нужно смешивать с искусственным.
Чтобы как следует приготовить "пирог" из искусственного и природного снега, вечером на склон выходят ратраки - снегоуплотнительные машины.
- Начинается смена в 19 часов, когда гости покинули курорт. Расталкиваем снег полностью во всю ширину трассы, перемешиваем с искусственным, чтобы получить наст более крепкого качества, трамбуем очень хорошо, даем осесть и уже перед открытием нарезаем фрезой наш красивый вельвет, - раскрывает тонкости своей работы Александр МОРОЗ, начальник службы операторов снегоуплотнительных машин. -Топливного бака хватает до часу ночи. Потом оператор возвращается, заправляется, попьет чай и до 7 утра должен сделать свой участок, проутюжить его несколько раз.
На склонах "Роза Хутор" работают 52 ратрака. Как говорит Александр, с трактором и бульдозером у него мало общего, эта машина особенная. На открытие сезона устраивают шоу ратраков, такое там вытворяют! Да и в повседневной работе интересно посмотреть, как на самых крутых участках ратрак крюком цепляет анкерное устройство, и с помощью лебедки спокойно спускается на участках с уклоном до 45 градусов, выполняя при этом свою работу. В основном это трассы для соревнований, к их подготовке особые требования.
Когда ратраки ушли со склона, выполнив свою работу, на трассы выходят спасатели. Обеспечение безопасности и профилактические меры - их задача.
На "Роза Хутор" действует собственное профессиональное аварийно-спасательное формирование, аттестованное МЧС России. Руководит им Константин ТЯБИН, который создавал эту службу с нуля.
- Нас 67 человек, сюда входят спасатели, лыжный патруль и оперативно-диспетчерский отдел. Наше утро на курорте начинается с просмотра полотна трассы, потом вторым проездом выставляем растяжки, предупреждающие знаки.
Более 3,5 тысячи знаков навигации установлено на курорте!
Спасатели работают по принципу: лучше предотвратить нештатные ситуации, чем потом выезжать на спасработы.
Светает. Служба канатных дорог запустила подъемники. Появляются первые гости: на "Роза Хутор" есть уникальная возможность встретить рассвет на трассе. Рано утром, в 6.40, гость с инструктором поднимаются до самого пика. Курорт еще закрыт, ратраки закончили свою работу, служба трасс расставляет вешки, и гость с инструктором спускаются первым следом по идеальному вельвету.
Вот она, работа мечты - горнолыжный инструктор!
- На эту должность мы берем тех, кто прошел обучение в Национальной лиге инструкторов России и получил сертификат. Еще и свой экзамен на трассе устраиваем. Педагогическое образование, знание иностранного языка приветствуются, - объясняет Денис СТАВИЦКИЙ, старший инструктор.
- Человек не пойдет работать инструктором, если не любит горы и катание, - добавляет Ольга ПАДЕЙСКАЯ, руководитель управления "Активный отдых и туризм". - У инструкторов есть свободное катание в выходной день, есть тренировки с мастерами и соревнования среди профессионалов. Для большинства это хорошая дополнительная мотивация. Наших инструкторов бронируют с лета! Ведь когда вы находите своего инструктора, который вас понимает с полуслова, который вам может объяснить так, что через 20 секунд вы все уже схватили, то вы захотите кататься только с ним.
Кстати, не только инструкторы прекрасно катаются на лыжах и сноубордах: у всех работников курорта, даже у поваров в высотном ресторане и у маркетологов в офисе, в подсобке стоит снаряжение. Оснежители передвигаются на лыжах для осмотра оборудования, ратракистам нужно прочувствовать качество трассы, спасатели вообще должны кататься на экспертном уровне… Это не просто производственная необходимость, это настоящая страсть к горам и к лыжам. Тех, кому это чуждо, сюда и не берут.
На курорте "Роза Хутор" начинается новый день: открываются пункты проката и рестораны, в отели заселяются отдыхающие, запускают аттракционы родельбан и тюбинг, посетители спешат в парк альпак, экскурсоводы ведут группы в этнопарк "Моя Россия", в банном комплексе разогревают сауну и хамам... Более 2 тысяч человек разных специальностей трудятся на этой фабрике хорошего настроения под названием "Роза Хутор", чтобы для каждого посетителя дни, проведенные здесь, запомнились, как самые счастливые моменты.
Ирина БАЖЕНОВА, Алматы - "Роза Хутор" - Алматы