Добро не сдаётся
После громких скандалов с благотворительными сборами доверие к фондам в стране пошатнулось, но волонтёры не сдались. О том, как им приходится работать сегодня и что изменилось, рассказали таразские добровольцы
И один в поле воин
Одной из популярных инициатив долгое время была группа “Добрые сердца Тараза”. Еще в 2016 году ее организовала Виктория КОЛЧЕНКОВА. Семьям, которые были на попечении группы, Виктория помогает по сей день. Только уже самостоятельно. Такое решение было принято ею в этом году. И на это есть причины.
Среди подопечных группы была семья Маугли. Так прозвали одного из сыновей жительницы Тараза Любови ГАТЧЕНКО, Александра ГАРУСОВА. Парень не носил одежду, был грязный, у него были длинные волосы. Он постоянно жил в огороде, только изредка забегал домой.
Знающие семью люди рассказывали, что раньше они жили вполне благополучно. Саша до 10-го класса был отличником, красивым мальчиком, прекрасно владел английским. Его старший брат Иван учился в спецшколе.
Что именно произошло, никто не знает. Но поговаривают, что парни могли получить психологическую травму, став свидетелями противоправных действий деда.
Когда волонтеры впервые приехали в семью, они были шокированы.
- Мы выкинули все, что было в доме. Это был старый хлам, оставшееся отмыли. По возможности сделали ремонт. У Саши шизофрения. Он не отдает отчет своим действиям. Любовь Степановна тогда уже сильно болела и не могла самостоятельно передвигаться. Она просто лежала и гнила, - вспоминает Виктория Колченкова.

Волонтеры госпитализировали больную женщину, а позже наняли для нее сиделку. Оплачивать ее услуги помогали неравнодушные жамбылцы.
Вместе с помощью на “Добрые сердца” обрушилась и волна хейта. Один из блогеров сделал публикацию о том, что “Добрые сердца” наживаются на братьях Гарусовых. Историю тогда растиражировали, но быстро забыли. Забыли и про Сашу с Ваней. Не оставили их только “Добрые сердца”.
- После смерти Любови Степановны ее сыновья на нашем попечении. За ними также присматривает их соседка Елена. Благодаря помощи акима города Бакытжана ОРЫНБЕКОВА Саше удалось получить инвалидность и оформить пособие, - рассказала Виктория.
Тот хейт никак не отразился на самой группе. Но осадок у Виктории остался: сколько ни делай добра, всегда найдутся те, кто будет этим недоволен. Поэтому она и решила помогать людям самостоятельно чем может.
Тем блогером тоже были организованы сборы якобы на помощь Ване с Сашей. Но, по словам Виктории, куда эти деньги были потрачены, неизвестно. Одна из волонтеров подала в полицию около 13 заявлений по этому поводу. Но все они остались без рассмотрения.
- Очень хотелось бы создать условия для осиротевших братьев, хотя бы провести отопление, организовать санузел и ванную, где они могли бы мыться. Может быть, кто-нибудь захочет им в этом помочь, - надеется Виктория.
- Кому вы помогаете, а за что не беретесь?
- Как прямой человек, скажу так: поначалу я тоже помогала детям-инвалидам. Но заниматься этим больше не хочу, потому что денежные средства у родителей не контролируются никем. Например, не дай бог, ребенок умер, а деньги остались в семье. Почему? Почему их не передали другому ребенку? В нашей истории очень мало случаев, когда мы помогали детям-инвалидам. В основном помогали малоимущим, до которых помощь действительно дойдет, от которых будет отчет. Это пожилые люди, многодетные семьи. И не всегда это помощь материальная. Мы помогали навести порядок дома, ходили за продуктами, в аптеку, просто проведывали их. И я продолжаю это делать, но теперь самостоятельно.
Дышать и жить
Еще одна организация, которая помогает жителям Тараза, -
“Кислород SOS”. Эта уникальная группа, не имеющая аналогов в Казахстане, была организована во время пандемии. Тогда таразские энтузиасты объединились для помощи земляками и развозили кислородные баллоны.

- После пандемии направление группы сохранилось. Волонтеры сейчас помогают людям, страдающим хроническими заболеваниями легких. Группа на безвозмездной основе помогает обеспечивать этих людей кислородным концентратором, потому что кислородные баллоны хранить небезопасно, особенно дома. За каждую копейку мы отчитываемся и прилагаем все документы, - рассказал волонтер группы Николай ЧАГАЙ.
В основном средства поступают от подписчиков из социальных сетей, знакомых и самих волонтеров. А обращаются за помощью люди не только из города. Волонтеры помогают и сельским жителям, выезжая в районы.
Другое направление деятельности у фонда “Каусар Тараз”, местного представительства фонда “Асар Уме”. Они занимаются обеспечением жильем нуждающихся, помогают получить образование, гранты на развитие бизнеса.
- Детям из семей, получивших жилье от фонда “Асар Уме”, предоставляется возможность изучить языки или получить навыки в определенных сферах в рамках проекта “Кең жүрек мың бала”. Ежегодно наши дети отдыхают в лагере “Жаңа ұрпақ”. Ребят обеспечивают ноутбуками для беспрерывного образования. Для талантливых детей из многодетных семей выделяются гранты на образование в лучших платных школах. У нас есть кейсы, когда эти дети набирали очень высокие баллы на ЕНТ, - рассказывает руководитель фонда “Каусар Тараз” Сухраб ШАЮСУПОВ.
Есть истории, когда при поддержке фонда малоимущие семьи смогли начать свое дело и выкарабкаться из нищеты. Например, таразская семья, воспитывающая девочку с особыми потребностями, запустила производство полуфабрикатов. Сейчас они запускают линию по колбасным изделиям и выпечке.
Другой семье фонд купил корову. Из молока они производили молочную продукцию, накопили денег, купили коз. Теперь варят сыры и готовят другую продукцию. И таких историй немало.
Вопросы есть - ответов нет
Но больше всего Тараз запомнился тем, что собрал миллиард тенге на лечение девочки Айсезим ЕРКИН. В этом принимали участие и звезды, и блогеры, и простые граждане. Эта история не оставила равнодушным никого.

- Папа Айсезим не стеснялся просить помощи, ходил по общественным местам, рассказывал о недуге девочки. Как-то перед торгово-развлекательным центром я увидела, что ему не разрешают там ходить. Это было ужасно. Несмотря на это, желающих помочь семье было много. Мы тоже старались помогать всем, чем могли, - вспоминает волонтер Камилла ИБРАГИМОВА.
К сожалению, связаться с родителями Айсезим, Сагынышем ЖАКСЫЛЫКОМ и Салтанат РАХМАТИЛДОЙ, по номеру, который ранее был указан на странице, невозможно. Он оказался отключен, а страница в Инстаграме, которую очень активно вели во время сбора денег, уже почти год неактивна. Судя по последней публикации, Айсезим получила долгожданный укол Zolgensma и проходила реабилитацию в Москве. Но больше никакой информации о состоянии девочки нет. Семья просто исчезла с радаров, и непонятно, помогло ли дорогостоящее лекарство, на которое собирали средства всем миром. А казахстанцы до сих пор время от времени задают на страничке Айсезим вопросы о состоянии девочки.
Всего в регионе, по данным управления информации и общественного развития акимата Жамбылской области, благотворительной деятельностью занимаются 13 организаций, в составе которых более 10 тысяч волонтеров, а также около 160 волонтерских и инициативных групп. Несмотря на то что у каждой из них своя направленность, они объединены одной целью - помогать окружающим. И, как показывает ситуация, люди не стали меньше помогать друг другу, по крайней мере в Таразе.
Айжан АУЕЛБЕКОВА, Фото со страниц волонтерских организаций и волонтеров, Тараз

Айжан АУЕЛБЕКОВА