3023

12 лет запросил прокурор для Агабекова

2 августа судья должен вынести приговор руководителю Международного центра зелёных технологий Олжасу АГАБЕКОВУ. Гособвинение запросило для него реальный срок — 12 лет колонии.

12 лет запросил прокурор для Агабекова
Фото: ca-climate.org

На удивление, в столичном здании суда по улице Кенесары 3 довольно тихо. Последние два года здесь постоянно толпились коллеги-журналисты. Поводов, чтоб яблоку негде было упасть, хватало. В разных кабинетах судили известных людей - фигурантов громких дел: Кайрата БОРАНБАЕВА, Арыстанбека МУХАМЕДИУЛЫ, Махамбета АБЖАНА, захватчика Каспи-банка и еще многих-многих других. Тогда в этом суде кипели эмоции, неслась ругань, доносились крики «Позор судье!».

Ничего этого в маленьком 406-м кабинете, где судят Агабекова, сейчас нет. Хотя дело тоже достаточно интересное: не каждый день министры лично пишут жалобу в правоохранительные органы на своих подчинённых и говорят об этом публично. Среди чиновников обычно принято «не выносить сор из избы».

Тишину прерывает спор журналистов с конвоиром, который, несмотря на согласие подсудимого, запрещает его снимать и брать комментарий. В этот момент вошедший судья Бахытжан ЕСЕНОВ по-отечески журит конвоира за повышенный тон и добавляет, что работе журналистов никто не вправе мешать.

После этого удаётся-таки кратко побеседовать с обвиняемым. Он считает себя жертвой обстоятельств: мол, между министром экологии Ерланом НЫСАНБАЕВЫМ и его заместителем Мансуром ОШУРБАЕВЫМ некогда, что называется, пробежала черная кошка. Потом первый написал письмо в Антикоррупционную службу с просьбой разобраться в расходовании спонсорских средств, выделенных на проведение конференции в Дубае. По словам подсудимого, «целью преследования был Ошурбаев». Агабекова, по его словам, просили дать показания против замминистра, но он отказался, и в итоге сам оказался крайним.

Олжасу Агабекову 40 лет, он уроженец Карагандинской области и член Президентского молодёжного кадрового резерва. В сентябре 2022 года он возглавил Международный центр зелёных технологий и инвестиционных проектов. Агабекова задержали в феврале этого года, а в июне он уже предстал перед судом. Его обвиняют по трём статьям Уголовного кодекса: «Злоупотребление должностными полномочиями, повлекшее тяжкие последствия», «Мошенничество в особо крупном размере» и «Получение взятки в крупном размере».

По мнению следствия, по первому эпизоду обвинения. подсудимый якобы похитил 108 млн тенге из около 300 млн, которые спонсоры выделили на участие Казахстана на международной выставке КС-28 в Дубае. По второму эпизоду он якобы премировал себя и своих сотрудников, несмотря на то, что они не достигли поставленных за год задач. И, наконец, по третьему эпизоду он якобы получил взятку от руководства ТОО «Qarabatan Utility Solutions» за помощь с переводом офсетных единиц.

С 30 ноября по 12 декабря 2023 года в Дубае прошла эко-конференция КС-28. Там разные страны выставляли свои павильоны. Агабеков называет это мероприятие «ярмаркой тщеславия». По его словам, наиболее привлекательный павильон привлекает больше международных экспертов. В нашем случае крупные компании «задонатили» более 300 млн тенге на организацию казахстанского павильона. Среди них — нацкомпания «КазМунайГаз», ТОО «ERG Комек», Freedom и Hyraisa.

В ходе прений прокурор заявил, что идея об участии в конференции исходила от самого Агабекова. Получив одобрение руководства Минэкологии (в то время министром была Зульфия СУЛЕЙМЕНОВА), он якобы привлёк в качестве организатора компанию «Atla$», которую возглавляет Салтанат НАЗАРЫМБЕТОВА. Дальше, по версии следствия, Агабеков попросил Назарымбетову увеличить сметную стоимость на 30 процентов, которые он должен был бы получить в качестве отката.

«Окончательная смета была сформирована на сумму около 330 млн тенге, которая также была завышена. Например, пункт сметы “видеоролики” рассчитан на 16 млн тенге, тогда как фактически израсходовали только 3 млн тенге. Смета корректировалась несколько раз, так как Агабеков давал разные указания о том, что именно нужно завышать», — сообщил прокурор.

При этом руководитель регионального экологического центра Центральной Азии Зафар МАХМУДОВ сообщил, что это он обратился в Министерство экологии с предложением организовать совместный павильон пяти стран Центральной Азии на дубайской конференции. На это мероприятие требовалось примерно 400 000 долларов от всех пяти государств.

«С учётом того, что пять стран не пришли к единому мнению, Казахстан в итоге решил организовать павильон самостоятельно, и понятно, что за основу брались те суммы, о которых говорили сотрудники РЭЦЦА, и естественно со спонсорами обсуждалась возможность выделения именно этих средств», — разъяснил адвокат подсудимого Олжас ОРАЛЮЕКОВ.

Защита пояснила, что госзакупки на определение организатора не проводились, поскольку деньги из бюджета не выделялись, а никто не предлагал другую ивент-компанию. В итоге по предложению Агабекова организацию павильона доверили компании «Atla$». Теперь руководитель этой компании Назарымбетова является основным свидетелем обвинения.

И тут интересно вот что. 5-6 февраля 2024 года бизнесвумен допросили в качестве свидетеля, имеющего права на защиту. В то время она настаивала на том, что Агабекову ничего не передавала, стоимость сметы не завышала и спонсорские деньги отработала добросовестно.

А 8 февраля Назарымбетову и Агабекова задерживают. По версии следствия, женщина якобы могла скрыться и воспрепятствовать досудебному расследованию. А уже через четыре часа она пишет явку с повинной. После этого следователь, который несколькими часами ранее считал, что Назарымбетова скроется и будет мешать досудебному расследованию, отпускает её домой.

Но перед этим следователи ей зачем-то устраивают встречу с Агабековым.

«Меня спускают в подвал, в подземный паркинг, где стоит в наручниках Салтанат, в слезах. И говорит: «Олжас, прости меня, я не могу сесть в ИВС, СИЗО». И я так понимаю, это было подстроено, потому что она начинает мне говорить: “Ты же у меня требовал 30 процентов для Ошурбаева”. Я сказал: “Слушай, ты либо погнала, либо что, я с тобой буду разговаривать только в присутствии адвоката”. Сразу после этого меня подняли наверх к заместителю руководителя, начальника отдела, который предлагает сотрудничество. Мне прямым текстом говорили: покажи на Ошурбаева, и мы тебе статью переквалифицируем. Я отказался, я не буду самооговаривать себя, тем более другого человека», — заявил Агабеков в суде.

Одним из обстоятельств, доказывающих вину подсудимого, обвинение считает то, что деньги от КазМунайГаза поступили уже после того, как конференция прошла.  По версии следствия и прокуратуры, в них не было необходимости. А значит это криминал. Но адвокат Оралбеков объясняет это тем, что «Atla$» заключил с контрагентами договоры на 204,6 млн тенге. Кому-то деньги выплатили до выставки, кому-то во время, а кому-то после. И часть отложенных обязательств планировали закрыть за счёт поступлений КМГ.

«Сумма дохода ТОО “Atla$” за вычетом всех налогов составит всего 50,2 млн тенге. Как Назарымбетова могла при таких обстоятельствах передать Агабекову 108 млн тенге?» — недоумевает защитник подсудимого. 

Несмотря на то, что КМГ внёс оплату только после конференции, их логотипы были на всех баннерах и брошюрах, их представители в лице председателя правления и топ-менеджеров присутствовали на ней в качестве спонсоров, КМГ провёл на территории павильона презентацию по декарбонизации и даже заключил международные соглашения с инвесторами. Они были вполне довольны конференцией.

«Интересно получается! Представили КМГ съездили как спонсоры целой делегацией, сделали все свои дела, подняли свой имидж в качестве спонсоров, заключили инвестиционные соглашения на полях Казахстанского павильона и теперь говорят о том, что им причинён ущерб и требуют денежные средства назад. Уважаемый суд, здесь, кажется, наоборот, в действиях руководителей КМГ усматривается признак мошенничества, и потерпевшими должно являться ТОО „ Atla$“. Всё это просто абсурдно!», — заявил адвокат.  

12–13 марта уголовное преследование в отношении Назарымбетовой прекратили в связи с тем, что она примирилась с потерпевшим и полностью возместила материальный ущерб. При этом она полностью выплатила всю сумму лишь 27 марта.

Так же и по двум другим эпизодам. Агабекова обвиняют в том, что он получил взятку в 35 млн тенге от руководства Qarabatan Utility Solutions в лице САТИМОВА за содействие в организации перевода офсетных единиц. При этом дело в отношении самого Сатимова по факту дачи взятки прекратили.

Еще Агабекова обвиняют в том, что он незаконно премировал себя и своих подчинённых, при этом не задают вопросы Совету директоров, который непосредственно принимал решение об установлении размера вознаграждения, решал вопрос о выплате самих вознаграждений, а также давал указание Агабекову выполнить принятые ими решения.

«Я не понимал чиновников, которые просто сидят и элементарно не выполняют свои должностные обязанности. Бюрократы. Это казалось мне диким. Но теперь, оказавшись здесь, Ваша честь, я понимаю таких чиновников, которые боятся брать ответственность и ничего не делают. Я их искренне понимаю», — говорит Олжас Агабеков в конце прений.

Ергали НУРГАЛИЕВ. Астана

Поделиться
Класснуть