7683

Чудовищная халатность. Все виновные должны быть наказаны

Сейчас всех волнует один вопрос: почему случилась страшная трагедия в бору Семея?

Чудовищная халатность. Все виновные должны быть наказаны

Трагедия в области Абай ужаснула весь Казахстан. Лесной пожар отобрал жизни 14 человек. На территории природного резервата “Семей орманы” 60 тысяч гектаров соснового реликтового бора вместе с неповторимой фауной уничтожены всего за три дня. Жители ряда сел Бородулихинского района, спасаясь от огненной стихии, вынуждены были на время оставить свои дома.

Тревожный звонок прозвенел еще 22 мая. Тогда на пульт 101 поступило сообщение о том, что в селе Новенькая Алтайского края РФ вспыхнула сухая трава с переходом огня на Бородулихинский район. 23 мая ранним утром возгорание на российской территории было ликвидировано. А вот борьба с лесным пожаром в сосновом бору на территории природного резервата “Семей орманы” продолжилась. Тушение было осложнено быстрым распространением огня в условиях сильного порывистого ветра, из-за чего пожар перешел с низового в верховой. Площадь пожара, изначально составлявшая всего около 70 гектаров, несмотря на приложенные усилия по его тушению, быстро увеличилась до 3000 гектаров.

С большим трудом этот довольно сильный пожар удалось локализовать. Казалось бы, после такого жесткого урока все службы должны были бросить все свои силы на предотвращение рисков и угроз. Тем более лето началось с пожароопасной погоды: аномальная жара сочеталась с порывистым ветром.

Однако 8 июня из Бородулихинского района вновь пришли тревожные новости. В тот день в Семее с размахом праздновали годовщину образования области Абай, и уже во время массовых гуляний горожане обратили внимание на причудливые облака. Оказалось, что это клубы дыма от горящего леса, и снова в Бородулихинском районе. В этот раз пожар бушевал уже в Батпаевском лесничестве.

Как дальше развивались события, знает вся страна. За три дня огонь распространился с 0,3 гектара до… 60 тысяч! Согласно карте пожаров Greenpeace, по состоянию на полночь (00.15 по времени Астаны) 10 июня пожар на востоке Казахстана стал крупнейшим в мире, опережая по площади несколько крупных пожаров на территории Канады.

И хотя днем ранее, 9 июня, аким Семея Нурбол НУРСАГАТОВ объявил чрезвычайную ситуацию природного характера местного масштаба, ситуация вышла из-под контроля. Жители трех сел - Успенка, Поднебесное и Барышевка, оказавшиеся в опас­ной близости от огня, покинули свои дома. Угроза нависла и над другими населенными пунктами Бородулихинского района. Власти Семея поспешили заявить, что подготовили девять эвакуационных пунктов, вмещающих до 800 человек, для жителей сел Каштак, Половинки, Тепкаши и Талица Приозерского сельского округа.

Самая страшная новость тех дней - 14 сотрудников Новошульбинского резервата “Семей орманы” перестали выходить на связь. Их тела были найдены вечером в минувшую субботу. Сразу удалось опознать лишь останки пятерых работников лес­ничества, остальные обгорели до неузнаваемости, и, возможно, для установления личности погибших придется прибегнуть к анализу ДНК...

По факту смертоносного пожара возбуждено уголовное дело, расследование, будем надеяться, ответит на все вопросы, прояснит детали, как ТАКОЕ могло произойти и произошло на самом деле. Уже многие задаются вопросами: действительно ли пожар возник из-за двух ударов молнии (эта версия, по информации официальных лиц, является основной на данный момент)? не было ли диверсии сторонних лиц? не пытался ли кто-то огнем скрыть наг­лое масштабное воровство древесины? действительно ли всех погибших скосил огонь, не было ли преднамеренного убийства?

Вопросы семейчан, на наш взгляд, абсолютно резонные. Если стояла сухая, жаркая, до 40 градусов по Цельсию погода, то откуда разряды молнии? Ну а что касается наглого воровства древесины, так по этому поводу едва ли не любой местный старожил может рассказать вам с десяток историй с пожарами в сосновом бору, в которых в прежние годы были замешаны руководители резервата “Семей орманы”.

“Создана межведомственная следственно-оперативная группа из числа опытных сотрудников правоохранительных и специальных органов. Кроме того, принимая во внимание тяжкие последствия, повлекшие гибель людей и причинение существенного вреда окружающей среде, спецпрокурором зарегистрировано уголовное дело по факту халатности”, - отмечается в сообщении пресс-службы Генпрокуратуры.

В рамках его расследования действиям ответственных долж­ностных лиц будет дана соответствующая правовая оценка.

- Я думаю, что здесь круг ответственных лиц будет достаточно широкий, - поделился своим мнением в интервью телеканалу Jibek Joly юрист Серик БЕРКАМАЛОВ. - Вероятнее всего, это могут быть сотрудники и Министерства по чрезвычайным ситуациям, и комитета лесного хозяйства (Мин­экологии и природных ресурсов, в чьем ведении находятся лесничества. - М. Г.), и все те лица, которые по своим обязанностям и должностям отвечали за пожарную безопасность в данном регионе, непосредственно в данной местности и в лесном хозяйстве, в котором произошел пожар.

Как известно, президент Касым-Жомарт ТОКАЕВ в субботу отправил в отставку с поста главы МЧС Юрия ИЛЬИНА. Слишком уж медленно разворачивалась - не­адекватно угрозе - борьба с огнем. Хотя не исключено, что медлительность в плане свое­временного информирования проявили и профильные структуры Минэкологии. А МЧС теперь возглавляет Сырым ШАРИПХАНОВ.

Свою экстренную рабочую поездку в область Абай Касым-Жомарт Токаев начал с облета на вертолете зоны бедствия. После этого он встретился с родными и близкими сотрудников Новошульбинского филиала природного резервата “Семей орманы”, погибших в эпицентре лесного пожара.

Во время тяжелой во всех отношениях личной встречи с семьями погибших и пострадавших президент признал: “Министерство и другие соответствующие органы дали неправильный прогноз по масштабу бедствия. Надо было самыми оперативными средствами потушить пожар, локализовать как минимум! Не сделали. Проявили непрофессионализм, халатность...”

- Все будут наказаны! - дал слово Касым-Жомарт Токаев, принеся извинения за гибель людей, не говоря уже о соболезнованиях…

- Будет оказана всемерная поддержка, будь это финансовая помощь или другая. В том числе по устройству детей в детские сады, вузы, все, что нужно. Любая помощь будет оказана! - заверил глава государства. - Я, конечно же, вместе с вами, вы граждане нашей страны. Я несу за вас ответственность. Я, как глава государства, приношу свои извинения за случившееся...

- Понимаю, очень тяжело... Вы лишились кормильцев, отцов семейств, самых близких родственников… Нет никакого оправдания всему тому, что произошло!.. - с горечью, с трудом подбирая слова, произнес Токаев. - Еще раз повторю, что и моральная, и финансовая помощь вам будет оказана.

По его словам, будут назначены персональные пособия всем семьям пострадавших.

- Будет создан специальный фонд при президенте. Я лично буду оказывать помощь пострадавшим, - заключил глава государства.

На момент пребывания президента в области Абай в воскресенье в тушении пожара на площади 60 тысяч гектаров было задействовано 300 единиц техники, 1500 человек и 11 вертолетов. Несмотря на упорные слухи в социальных сетях, что огонь приближается к селу Талица, в МЧС сообщали, что угрозы для населенных пунктов нет...

В МЧС продолжится кадровая чистка, а аким области Абай Нурлан УРАНХАЕВ получил лишь выговор. Таков пока разбор в верхах - по горячим следам - страшного лесного пожара в семейском бору.

Незадолго до трагедии в интернет попал видеоролик: утром 8 июня 27-летний инженер по охране и защите леса Серикжан ТОКТАСЫН задает вопрос на встрече жителей села Жерновка Бородулихинского района с секретарем маслихата области Абай. А через несколько минут его вызовут на тушение лесного пожара, где ему суждено будет погибнуть... Такая же страшная участь постигла 13 его коллег. Среди них - отец и сын Сидорины, отец и сын Пузыревы.

До встречи с президентом к родственникам погибших лесничих приезжали мажилисмены.

“Люди предъявляли очень много претензий руководству резервата “Семей орманы”, - рассказал о ней в соцсетях экс-депутат областного маслихата Серик БАЙГАЛИЕВ. - Нет никакого оснащения, рации с 1990-х годов, батареи не работают. Даже если сотрудник будет стоять на вышке, то не сможет сообщить о пожаре. Самое ужасное, что запасные части на служебные машины руководство заставляло покупать самим на зарплату… 80 тысяч тенге! В случае опоздания штрафовали на 10-15 процентов. Не было ни обмундирования, ни кислородных масок. Многие из-за этого хотели уволиться”.

Со слов родственников руководителя Успенского лесничества Мейрамгуль ЖИЕНБАЕВОЙ, ей не подписывали заявление. И не подпишут теперь уже никогда… Максиму ФОМИНЫХ несколько раз отказывали подписать заявление, обещая это сделать после того, как уедет комиссия. “Так и не дождавшись, инспектор по охране территорий погиб в лесном пожаре. Его двухлетний сын остался сиротой…” - соболезнует активист.

И на встрече с президентом родственники погибших лесничих тоже молчать не стали, поделившись наболевшим. Касым-Жомарт Токаев проявил искреннее участие в судьбе убитых горем людей. Глава государства сообщил, что 12 июня будет объявлен Днем общенационального траура. И заседание оперативного штаба 11 июня в районе трагедии он начал с минуты молчания.

Очень непростым оказалось это совещание после, как признал президент, его “очень тяжелого разговора” с родственниками погибших:

- Они высказали совершенно справедливые нарекания в адрес правительства… Предстоит провести большую работу. В этой сфере накопилось очень много нерешенных проблем.

Когда вице-министр по ЧС Марат КУЛЬДИКОВ начал докладывать о текущей ситуации, дежурно заметив, что “ситуация стабилизировалась”, - а замглавы МЧС хорошо знает этот регион, поскольку возглавлял управление по ЧС Семея - президент его прервал, и вполне обоснованно:

- Вы сейчас докладываете, что я и сам вижу! Доложите, почему с самого начала не были предприняты необходимые меры? Почему пожар не был локализован? Почему нет алгоритма действий при тушении пожара? Почему дается неправильный прогноз по масштабам пожара? Почему министр, которого я снял, и все руководство проявляли абсолютное равнодушие к исполнению своих непосредственных служебных обязанностей?

Вы понимаете - 14 человек погибло! Сейчас я встречался с их близкими… В одной семье вообще никто не остался после гибели. В другой семье двухлетний ребенок осиротел. Люди закредитованы. Погибшие были единственными кормильцами. Вы что наделали?!

- Пожары случаются во всем мире. Но там предпринимаются должные меры. Министр не приехал. Аким области вообще собирался очень долго (на место пожара 8 июня. - Авт.). Отправлял своих замов. Что за отношение к работе?! Вот об этом докладывайте! Конкретно ответьте, почему был неправильный прогноз? - еще раз поставил вопрос ребром президент.

Судя по всему, Кульдиков настолько растерялся, что, видимо, как говорят, просто на автомате стал выдавать заранее подготовленный текст - жалкий лепет:

- Господин президент, как вы знаете, 8 июня в 10.39 произошел пожар в 66-м квартале природного резервата “Семей орманы”. Туда выехали 27 лесников и 11 единиц техники. По прибытии подразделения получилось, что к этому месту заехал только один трактор в течение полутора часов. Другая техника не могла проехать, потому что местность там труднопроходимая. Поэтому заехал только трактор, который делал опашку. В течение часа площадь пожара уже была 50 гектаров. После этого согласно алгоритму “Семей орманы” начали привлекать технику из других лесхозов. К нам сообщение о пожаре поступило в 13.00, когда они запросили у нас помощь. К месту пожара выехало подразделение Бородулихинского района - четыре единицы техники и 24 человека. К этому времени в 16.00 площадь пожара составляла 100 гектаров…

- Доклад я прерываю! Бестолковый, - бросил президент. - Информацию даете абсолютно неактуальную! Новый министр (глава МЧС Сырым ШАРИПХАНОВ. - Авт.), даю вам полномочия рассмотреть ситуацию. Прежде всего кадровую. В министерстве. Поскольку люди непрофессионально работают. Дайте соответствующие предложения. Нам нужны профессиональные кадры! Вы же видите, как докладывают… А если так и работают… - чуть не обреченно выдохнул Токаев.

А над местными исполнительными органами сгустились тучи еще в тот момент, когда на встрече президента с родственниками погибших жительница села Успенка пожаловалась на плохое состояние сельских дорог.

- Никогда в жизни не было асфальта. Всегда гравийка. Сейчас была ситуация - пожарные машины не могли быстро ездить. Дорогу размывает, когда с полей идет вода. Нам говорили: средств нет! А когда вы приехали, все отремонтировали! - воскликнула женщина.

- Так нельзя, к моему приезду вдруг начали латать дороги. Полное безобразие! Я прочитал об этом, я знаю. Будут наказаны! - резко отреагировал тогда Токаев.

На совещании глава государства объявил акиму области Абай Нурлану Уранхаеву выговор.

- Упущений много. Отсутствие оперативности, сопричастности привело к этому бедствию, - прокомментировал Токаев свое решение, обращаясь к Уранхаеву. - Вы сами, как мне доложили, довольно поздно добрались до места происшествия. Поэтому я недоволен работой местных исполнительных органов. Понимаю, область новая, вы новый аким. Исключительно из этих соображений я объявляю вам выговор. В принципе, за такие вещи можно сразу увольнять! Мы потеряли 14 человек! Причем при исполнении служебных обязанностей! Сейчас ваша задача - вместе с правительством взять на контроль исполнение всех обещаний, которые я дал нашим пострадавшим гражданам.

Интересно, какой же теперь пост оставит на своей страничке в соцсети секретарь областного мас­лихата Куаныш СУЛЕЙМЕНОВ, ведь до президентского нагоняя он яростно защищал своего мужественного акима, при этом не забывая себя любимого.

“Пожар начался 8 июня около 11 часов утра. Возгорание началось от удара молнии, и на это есть четкие сведения, - рассказал секретарь в своем посте в соцсети (в цитате выделено нами, авторами материала). - Я в это время находился как раз в Бородулихинском районе в селе Жерновка, где проводил встречу с населением. Я все время был на связи с акимом области и знаю, что он вел координацию по ликвидации пожара с тех самых пор, как только поступили первые сведения.

Ситуация не сразу стала на пожаре критической, а ближе к вечеру. И когда на улице стало 42 по Цельсию, и когда ветер усилился больше 35 метров в секунду, он (аким Уранхаев. - Авт.) уже вел работу и со своим заместителем Димитрием ГАРИКОВЫМ, и с Нурболом Нурсагатовым (напомним, акимом Семея. - Авт.), которые в это время уже были на месте пожара. Находясь на двух мероприятиях, аким области все время порывался уехать на место пожара. Увидев, что собралось огромное количество народа, он выделил лишь 10 минут времени, чтобы поздороваться, и сразу же выехал на место работ по ликвидации пожара”.

Это как же надо так “порываться”, чтобы произошла трагедия...

Подводя итоги заседания оперативного штаба, глава государства словно пригвоздил всех к стенке, по чьей вине случилась жуткая беда:

- Прежде всего необходимо работать над предотвращением таких масштабных бедствий, а при возникновении чрезвычайных ситуаций все соответствующие мероприятия должны быть организованы на самом высоком уровне. В нашей ситуации была проявлена профессиональная халатность, абсолютное равнодушие к судьбам людей. Сейчас я в этом еще раз убедился…

Угрозу недооценили. Прогноз был неточным. Как следствие - реакция не была адекватной и свое­временной. И это после сравнительно недавнего, прошлогоднего, пожарного ЧП в Костанайской области.

- Значит, соответствующие алгоритмы не работают. Это в первую очередь упущение МЧС, - подчеркнул президент Токаев. - Если случился пожар, нужно немедленно приступать к его тушению! Не бросать лесничих, у которых нет ни техники, никаких средств. Как минимум должна ставиться задача по локализации пожара… Мы же недавно разбирались со случаем в Костанае. Почему не извлекли уроки?! Вообще, мы очень плохо относимся к нашим лесам. А у нас их мало - не более четырех процентов лесных насаждений…

Материалы подготовили: Милана ГУЗЕЕВА, Семей, Наиль ИШМУХАМЕТОВ, Алматы

Поделиться
Класснуть