Генпрокуратура о расследовании январской трагедии: «Террористы официально не заявляли, что они террористы»,
или Несекретные заметки на полях тайного заговора
Хотя материалы этого громкого дела засекретили, так как они содержат гостайну, генеральный прокурор Берик АСЫЛОВ все же осмелился раскрыть некоторые «нюансы» расследования, выступая в четверг на первом в этом году пленарном заседании мажилиса с устным ответом на запрос депутатской группы «Жаңа Қазақстан» о трагических событиях января прошлого года.
Согласно представленным парламентариям данным, к январским беспорядкам и госперевороту тогдашние руководители КНБ готовились весь 2021 год. Чекисты-заговорщики полностью курировали подрывную работу преступников. А в то время всемогущий глава КНБ Карим МАСИМОВ лично дал указания силовикам оставить здания спецдепартаментов в Алматы и Кызылординской области. Впрочем, для любопытных граждан это давно уже не секрет. А может, дьявол кроется в деталях?
Дикий Арман и его сексот
По словам Асылова, на данный момент следствие полностью восстановило хронологию январских событий, установлены ключевые организаторы, в том числе из числа криминалитета и высших должностных лиц. Идентифицированы все погибшие, выяснены причины их смерти, продолжается поиск оружия.
- Сплоченность нашего общества специально расшатывалась по заранее отработанным сценариям. В тот период многие были недовольны неравенством и жаждали справедливости. Нужен был только удобный повод, им оказался рост цены на газ. Протесты подхватили в других городах, где о газе все забыли и стали уже выдвигать радикальные требования. Теперь мы можем утверждать, что в условиях управляемого хаоса операция по смещению высшего руководства страны была тщательно спланирована. По сути, была попытка госпереворота, - заявил глава Генпрокуратуры.
Уголовное дело в отношении экс-руководителей КНБ после неудавшегося путча, продолжил он, расследовалось все это время под грифом «совершенно секретно» потому, что в деле есть сведения, касающиеся внешнеполитической, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности. Их разглашение может нанести ущерб интересам национальной безопасности.
- Экс-председатель КНБ Масимов и его бывший заместитель САДЫКУЛОВ (Ануар. – Л.Т.) преданы суду за госизмену, действия, направленные на насильственный захват власти, и превышение должностных полномочий. Экс-заместитель ЕРГОЖИН (Даулет. – Л.Т.) обвиняется в совершении действий, направленных на насильственный захват власти, и превышении должностных полномочий. Еще одному бывшему заместителю ОСИПОВУ (Марату. – Л.Т.), а также другим руководителям подразделений КНБ вменяется превышение полномочий. Иную информацию раскрыть не могу. Конкретные детали заговора озвучить не вправе. Могу лишь сказать, что весь 2021 год скрытно шла подготовка исполнителей для применения радикальных мер, - проинформировал Берик Асылов.
В числе исполнителей заговора, по его словам, были организованные преступные группы. Они набирали людей, вооружались, закупали рации и транспорт. Следствие установило, что отдельные силовики курировали эту подрывную работу. К примеру, в Алматы особая роль отводилась Арману ДЖУМАГЕЛЬДИЕВУ по прозвищу Дикий Арман.
- Он действовал при координации куратора из КНБ (назовем его сексотом, что означает «секретный сотрудник». - Л.Т.), - подчеркнул генпрокурор. - Он должен был организовать беспорядки, взять под контроль толпу, создать так называемый народный совет для выдвижения единых ультимативных требований к властям.
В этом ему активно помогали экс-депутат маслихата Алматы (скорее всего, генпрокурор имел ввиду Кайрата КУДАЙБЕРГЕНА. - Л.Т.), активный член криминальной группы «МАХАТОВ», который вооружал бандитов, организованно прибывавших в гостиницу «Казахстан» в Алматы. Однако возглавить массовые протесты им не удалось, люди за ними не пошли, - рассказал Асылов.
Узнав о задержании Масимова, его сподвижники, продолжил прокурор, для создания благонадежного алиби скомандовали боевикам нападать на горожан... для борьбы с мародерством. Получив эту команду, те 6 января из разных точек нападали, похищали, избивали и удерживали 24 случайных гражданина в паркингах гостиниц Ritz Carlton и «Казахстан». После этого жертв беззакония доставили на окраину города и поместили на ночь в контейнер под вооруженную охрану, а затем перевезли в аэропорт, где один из пленников по фамилии ОТЕПБАЕВ скончался от пыток.
Преступные указания
Генпрокурор (речь которого, заметим, возможно от волнения, не отличалась четкостью формулировок) напомнил, что в самый пик беспорядков почти весь личный состав департаментов КНБ по Алматы, Алматинской и Кызылординской областей покинул свои здания.
- По данным следствия, 5 января поступило письменное указание Садыкулова о готовности личного состава к оставлению здания, - сказал Асылов. - По указанию Масимова оставили здания ДКНБ Алматы и Кызылординской области. Также по команде руководства были оставлены здания департаментов полиции Алматинской и Жамбылской областей. Эти руководители проявили слабость, это отчасти деморализовало личный состав.
В результате, по словам докладчика, Алматы и Талдыкорган на двое суток полностью оказались во власти вооруженных бандитов. В их руки попал целый арсенал: почти 3 000 единиц автоматов, пистолетов, снайперских винтовок и десятки тысяч боеприпасов.
- То есть по вине этих руководителей самое опасное нарезное оружие оказалось у погромщиков. До настоящего времени неизвестно местонахождение почти 2 000 единиц оружия, - констатировал глава надзорного органа.
По данным фактам превышения власти спецпрокурорами следствие завершено.
- Уголовные дела в отношении экс-руководителей трех региональных департаментов КНБ, департамента полиции Алматинской области и других лиц направлены в суды. В отношении экс-начальника департамента полиции Жамбылской области уголовное преследование прекращено за смертью лица (застрелился), - сказал Асылов.
В военном суде, сообщил он далее, продолжаются слушания по делу экс-министра обороны Мурата БЕКТАНОВА.
- Следствие считает, что в период ЧП он отдал явно незаконные приказы и оставил без защиты военные стратегические объекты. Бывшим министром обороны не приняты меры по наведению конституционного порядка в стране. Участники беспорядков, особенно в Алматы, имели огромный численный перевес. Они прорывали оцепления, подавили силы полиции и Нацгвардии, терроризировали население. Поэтому Бектанов обвиняется в превышении власти, совершенном в боевой обстановке, - заявил Берик Асылов.
Особое разрешение ни к чему
Генпрокурор подчеркнул, что сдерживать огромное количество участников протеста силы правопорядка физически не могли, поскольку по большей части не были вооружены и до последнего применяли только водометы, резиновые дубинки и другие спецсредства.
- Хотя к тому времени сотни сотрудников правопорядка получили ранения, в том числе огнестрельные. Один офицер заживо сгорел при пожаре городского акимата Алматы, - напомнил докладчик.
По его словам, первый раз боевое оружие силовики применили 5 января около 16.00 при обороне алматинской резиденции президента.
- И далее оружие применялось силовиками при отражении атак на здания полиции, акиматов, других объектов, то есть когда беспорядки перешли в насильственную фазу, затем - при зачистке городов от вооруженных боевиков. То есть огонь по нападавшим был открыт задолго до известного выступления президента (приказа силовикам применять оружие в отношении непримиримых вооруженных боевиков без предупреждения. - Л.Т.). Все дискуссии по этому поводу намеренно уводят в сторону общественное мнение, - заявил глава Генпрокуратуры.
Силовикам, отметил он, не нужна специальная команда, чтобы стрелять на поражение по преступникам. Есть прямые нормы законов, которые позволяют применять боевое оружие для отражения нападения при угрозе жизни и здоровью людей. Именно такая опасная обстановка и складывалась днем 5 января и сохранялась вплоть до 8 января, когда обстановка была локализована.
По словам Берика Асылова, всего в ходе столкновений, при отражении силовиками атак боевиков, в период действия режима чрезвычайного положения и антитеррористической операции скончались 238 граждан, 41 из которых - ранее судим. 67 погибших признаны нападавшими, 142 являются нарушителями режимов ЧП и АТО, четверо погибли при совершении иных преступлений. Самое большее количество погибших – 151 человек - в Алматы, многие скончались при нападении на резиденцию президента.
Иностранцы среди боевиков
Асылов сообщил, что по январским преступлениям заведено 5300 уголовных дел. В производстве спецпрокуроров находилось 720 дел, по которым задержаны 25 лиц, состоявших в запрещенных экстремистских движениях. Арестованы 42 члена ОПГ. Среди подозреваемых восемь приверженцев деструктивных религиозных течений. 126 лиц ранее судимы за убийства, кражи, грабежи и разбои.
В основной массе участники беспорядков - молодые люди в возрасте до 35 лет. Среди подозреваемых есть также граждане Узбекистана, России, Киргизии и Таджикистана.
- На сегодня по нашим делам осуждены 573 лица, в их числе два дела по фактам терактов.
В Кызылорде КУДАЙБЕРГЕНОВ отобрал машину военнослужащего и совершил наезд на оцепление военных, в результате погиб КАЙСАРОВ. В Таразе БЕКБОЛОВ участвовал в нападении на здание акимата, призывал стрелять в головы полицейским и военным.
На данный момент установлены 18 организаторов массовых беспорядков, дела в отношении 13 из них уже в суде, - проинформировал генпрокурор.
Пытки и амнистия
Асылов сообщил, что по заявлениям граждан о пытках возбуждено 329 уголовных дел, основная часть которых находилась в производстве Антикоррупционной службы.
Специальные прокуроры расследовали уголовные дела в отношении 34 полицейских и комитетчиков. В суд направили дела о пытках 24 лиц в здании полиции Алматинской области, а также трех граждан - РАДЧЕНКО, БЕКЖАНОВА и АНАФИЯЕВА, которых пытали в алматинском ИВС и здании отдела полиции Бостандыкского района Алматы.
Вместе с тем, по данным Генпрокуратуры, завершено расследование по факту смерти в результате пыток МУКАШЕВА в Талдыкоргане, Отепбаева в Алматы и ЖОТАБАЕВА - в Семее.
- В целом по январским событиям суды рассмотрели дела в отношении 1221 лица, из них осуждены 1205 граждан. Амнистия применена в отношении 1095 лиц, в частности, судами сокращены сроки наказания 1001 осужденному за тяжкие преступления. Сейчас на стадии следствия находится 127 уголовных дел в отношении 315 лиц, - рассказал Асылов.
Вокруг да около
В кулуарах мажилиса журналисты спросили генерального прокурора, кто же главный организатор попытки госпереворота.
- Государственный переворот, подготовка к этому была, покушение на это было. Основные организаторы, как я уже сказал… Возбуждено уголовное дело в отношении первых руководителей Комитета национальной безопасности - Масимова и его заместителей, - произнес Асылов.
- То есть, Масимов, по версии следствия, главный организатор - правильно? – попытались уточнить журналисты.
- Можно сказать, да, - донеслось в ответ.
Отвечая на вопрос о статусе в расследовательском деле бывшего первого заместителя председателя КНБ Самата АБИША, Берик Асылов сказал:
- Его просто допросили в качестве свидетеля. Он не свидетель с правом на защиту, а просто свидетель.
Спросили медийщики прокурора и о том, правда ли, что во время кантара бандиты отрезали голову военнослужащему.
- Разная информация была, в том числе и ложная. Представляете, восемь городов, многие объекты горят, разные сообщения из разных источников, в том числе и неправильная информация поступала. Поэтому мы версию об отрубленной голове проверяли. Но такого лица мы не нашли. В ходе следствия полностью его проверили, но не нашли такого факта, - заявил Асылов.
А вот так он ответил на вопрос, участвовали ли в январских событиях 20 тысяч террористов:
- Разная информация поступала, в том числе и такая. По действиям правонарушителей нам тогда казалось... Все лица, совершившие террористические акты, считаются террористами. Не обязательно ему с бородой или с автоматом бегать. Даже многие правоохранительные органы, когда расследовали, мне задавали вопрос: где эти террористы? И у общества такой же вопрос появился. Террористы официально не заявляли, что они террористы. По всем их действиям, когда они нарушали, сжигали, брали акимат, мы считаем, что они совершили террористический акт, и естественно, террористами их считаем.
Могло быть хуже
Между тем в ходе пленарки министр внутренних дел Марат АХМЕТЖАНОВ сообщил, что в ходе январских событий в нападениях на полицейских погромщики использовали арматуру, бутылки с зажигательной смесью, брусчатку, камни. В результате столкновений тяжелые ранения получили 33 полицейских и военнослужащих.
- С целью предотвращения угрозы жизни и здоровью населения, а также сотрудникам по вооруженным преступникам было применено оружие в соответствии со статьей 61 закона «О правоохранительной службе». Для этого имелись все основания: защита граждан от преступных посягательств, пресечение попытки завладения оружием, отражение нападения на сотрудников, служебные и войсковые наряды, охраняемые объекты. Трагедия могла быть еще масштабнее, если бы сотрудники не выполнили комплекс мер, предусмотренных законом. Прокуратурой дана правовая оценка, их применение (оружия. – Л.Т.) признано правомерным, - подчеркнул глава МВД.
По его словам, в целом по стране преступники напали на 1466 зданий: 1395 объектов бизнеса и 71 госучреждение. Пострадали 1700 граждан, ущерб бизнесу составил 100 млрд тенге.
Лэйла ТАСТАНОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Астана
Дословно
Ерлан КОШАНОВ, спикер мажилиса:
- Сегодня нам еще раз представлены факты, доказывающие, что январская трагедия была хорошо спланированной попыткой государственного переворота. Ее организаторы цинично воспользовались митингами, используя людей вслепую. Теперь важно извлечь из январской трагедии правильные уроки, чтобы не допустить ее повторения в будущем.
Абзал КУСПАН, адвокат:
- Я не утверждаю, что все вышедшие на митинг - это жертвы провокаторов. Хотелось бы подчеркнуть, что в некоторых случаях это произошло из-за нежелания руководителей на местах решать проблемы (людей. - Л. Т.). К примеру, мать погибшего во время массовых беспорядков в Кызылорде Омарова Фархата не была ознакомлена с документами по уголовному делу в отношении погибшего сына, не получила никакой помощи от местного исполнительного органа. По этим вопросам она записывалась на прием, но ни прокурор области, ни аким области не приняли ее. В результате мать Фархата Омарова неоднократно приезжала в Астану и была вынуждена выйти на митинг.
Гульнар БИЖАНОВА, депутат мажилиса:
- Мы ждем результатов следствия и суда. Общество должно знать, кто конкретно стоял за подлой попыткой государственного переворота, зачем народ хотели лишить права на созидательное будущее, на жизнь в процветающей стране. Кто хотел лишить наших детей права быть творцами своей собственной судьбы в свободной стране? Мы ждем ответа!