Залечь на дно в Каспии
Кто из казахстанских олигархов может быть причастен к гибели тюленей в Каспийском море?
На днях в Мангистауской области случилось чрезвычайное происшествие: местные жители обнаружили на побережье Каспия более сотни тушек мертвых тюленей. Теперь различные службы будут искать причину массовой гибели краснокнижных животных. Впрочем, и без заключений специалистов понятно, что популяция морских обитателей сокращается из-за ухудшения экологии водоема, а происходит это в том числе по вине нефтедобывающих компаний. Каспий мелеет, тюлени мрут, рыбы становится меньше, но власти как будто этого не замечают и позволяют зарубежным корпорациям делать с морем все, что они захотят.
Например, в прошлом году поднялся большой шум вокруг решения оператора Кашагана - консорциума North Caspian Operating Company (NCOC) - прорыть каналы на дне Каспийского моря, чтобы морские суда, обслуживающие месторождение, могли спокойно ходить между искусственными островами. Связано это с обмелением Каспия, что усложняет передвижение транспорта. Общая длина каналов глубиной полметра и шириной от 80 до 115 метров должна составить 56 километров. Проще говоря, со дна Каспия поднимут около 20 миллионов тонн грунта.
План по изменению морского ландшафта власти Казахстана одобрили, а вот местные экологи подвергли критике. На общественных слушаниях ученые заявили, что эти работы негативно скажутся на численности морских тюленей и осетровых пород рыб, к тому же полностью погибнет планктон, проживающий в этой акватории моря, что обязательно скажется на всей пищевой цепочке водоема. И высока вероятность, что прогнозы начали сбываться.
Но, несмотря на эти опасения, в NCOC от своей задумки отказываться не намерены. Консорциум уже подписал контракт с исполнителем, и работы уже идут полным ходом.
Углубляет дно Каспийского моря ТОО «СК «Спецтехмонтажстрой». Компания, прямо скажем, малоизвестная. До подписания контракта по Кашагану она за четыре года - с 2017-го по 2020 -й - заплатила в бюджет всего около 26 тысяч тенге в виде налогов, то есть фактически бездействовала. Но уже в 2021 году ее отчисления превысили 1,3 миллиарда, а за четыре месяца текущего года казна получила от этой фирмы свыше 420 миллионов тенге. То есть началась бурная деятельность.
Кто же стоит за «Спецтехмонтажстроем»? У этого товарищества три учредителя - ТОО «СемАрко», ТОО «Caspian Dredging and Marine Contractors» и ТОО «BI Capital».
ТОО «СемАрко» принадлежит фирме BI Holding и международной компании Archinodon N.V., которая специализируется на строительстве морских портов. А еще раньше одним из хозяев «СемАрко» выступала компания Semurg Invest, связанная с Нуржаном МАРАБАЕВЫМ, сыном бывшего заместителя председателя правления «КазМунайГаза» Жакыпа МАРАБАЕВА. Любопытно, что брат Жакыпа Марабаева Ермек МАРАБАЕВ — заместитель управляющего директора оператора Кашагана, он получает зарплату в NCOC. Вот такие интересные совпадения. Правда, доля Марабаева-младшего к настоящему времени переписана.
Второй совладелец «Спецтехмонтажстроя» - ТОО «BI Capital». То есть и здесь дороги ведут к холдингу BI Group, но найти конечного владельца сложно, поскольку все поиски упираются в частную одноименную компанию, чьи данные закрыты. Впрочем, есть общеизвестный факт: у строительной фирмы три основных акционера - Айдын РАХИМБАЕВ, Бауыржан ИСАБАЕВ и Асхат ОМАРОВ. Все они входят в число богатейших людей страны, по данным журнала Forbes. По всей видимости, бизнесмены ищут новые сферы для своей деятельности - им уже мало строить коммерческое жилье и заниматься инфраструктурой на госзаказах, теперь они хотят осваивать Каспий.
Не менее интересный совладелец «Спецтехмонтажстроя» - Caspian Dredging and Marine Contractors, это казахстанская «дочка» нидерландского предприятия VAN OORD DREDGING AND MARINE CONTRACTORS B.V. (кратко Van Oord). Эта компания заслуживает отдельного упоминания, поскольку совсем недавно она вляпалась в крупный коррупционный скандал в другой стране третьего мира.
Речь идет об утечке в Анголе сотен тысяч документов, благодаря которым журналисты-расследователи смогли узнать о коррупционных заработках членов семьи бывшего президента этой страны Жозе Эдуарду душ САНТУША. Он правил южноафриканской республикой чуть менее 40 лет, и за этот период его дочь Изабель душ САНТУШ вошла в число богатейших людей Африки. Кстати, мама Изабель - русская по национальности, зовут ее Татьяна КУКАНОВА. Состояние дочери экс-главы Анголы оценивается примерно в 3,5 миллиарда долларов.
Но при чем тут голландцы из Van Oord? Эта фирма должна была реализовать проект реновации в Луанде, столице Анголы, за 615 миллионов долларов. Часть этой суммы получила компания, связанная с Van Oord и госпожой душ Сантуш, и, как указано в журналистских расследованиях, не до конца понятно, на что пошли эти деньги - возможно, их просто вывели через офшоры. А после того как душ Сантуш-старший сложил с себя полномочия президента, его преемник принял решение прекратить сотрудничество с голландцами, посчитав, что стоимость их услуг завышена.
Кстати, еще одна некрасивая история случилась с Van Oord в Индии, где расследуется дело о мошенничестве при реализации другого дорогостоящего проекта, связанного как раз с дноуглубительными работами в портовом канале Мумбаи. Эта новость появилась на информационных лентах в январе 2022 года.
Не менее интересно, что компания Van Oord активно сотрудничает с корпорацией Shell — одним из участников консорциума NCOC, добывающего нефть на Кашагане. Есть даже топ-менеджеры, перешедшие на работу из одной частной структуры в другую.
И вот такой не самый благонадежный состав участников осваивает нефтедоллары, выделенные оператором Кашагана на углубление дна Каспия. С одной стороны, иностранцы с подмоченной репутацией, а с другой - отечественные бизнесмены, тоже не раз замеченные в некрасивых скандалах, как, например, со строительством ковидного госпиталя в Алматы. На фоне этой коллаборации возникает резонный вопрос: как именно был проведен тендер по этим видам работ, нет ли там нарушений, которые могли бы заинтересовать Агентство по финансовому мониторингу? Ну и в целом какова конечная цель у всей этой операции - построить канал, чтобы дальше качать нефть, или просто вывести круглую сумму на заграничные счета? В Анголе этот трюк сработал - чем мы хуже?
В конечном счете это деньги государства, потому что все затраты инвесторов возмещаются за счет добываемой нефти. То есть народ Казахстана платит за все это своими недрами и экологией. И, честно говоря, очень хочется, чтобы на этот отдельно взятый тендер, да и в целом на работу всего нефтяного сектора, обратили внимание правоохранительные органы. Они сейчас активно расследуют преступления, связанные с деятельностью газовых компаний, причем не боятся задерживать очень богатых и высокопоставленных подозреваемых, например Кайрата БОРАНБАЕВА. Быть может, пора уже поковыряться и в черном золоте? Там богатых и знаменитых даже больше, чем в газовой сфере.
Михаил КОЗАЧКОВ, Алматы