9304

Зона отчуждения

В Семее центральный автовокзал в очередной раз оказался в центре скандала. Еще полтора года назад суд отменил сделку по продаже куска сквозной улицы за бесценок частному автовокзалу. Но земля общего пользования по-прежнему огорожена забором.

Зона отчуждения

Известный общественник Николай ИСАЕВ привлек внимание к междугородному автовокзалу в центре Семея еще в 2016 году. Тогда он заявил, что город может потерять объект, приносящий стабильную прибыль, за бесценок.

- На тот момент автовокзал еще находился в государственной собственности. Но его уже втягивали в грязную игру, - утверждает он. - В июне 2014 года в состав предприятия включили ТОО "Каz транс инвест и К". Со временем его доля превысила долю государства: у ГУ "Отдел финансов г. Семея ВКО" - 49,9% (87 145 000 тенге), у ТОО "Каz транс инвест и К" - 51,1% (91 241 781 тенге). Когда я узнал дурно пахнущую историю появления этой суммы, сразу забил тревогу! Оказалось, коммерческая компания прилепила к зданию автовокзала абсолютно ненужную пристройку, потратив 43 миллиона тенге. Потом эксперты под предлогом выгодного месторасположения трехэтажной коробки взвинтили ее стоимость до 91 миллиона тенге! Эта сумма превысила стоимость здания самого автовокзала. Так, играючи, ТОО "Каz транс инвест и К" практически стало собственником рентабельного предприятия! Как раз к тому времени семейский автовокзал на правительственном уровне был включен в перечень объектов, подлежащих приватизации!

Николай ИСАЕВ

Николаю Исаеву пришлось добиваться личного приема у председателя Агентства по делам госслужбы и противодействию коррупции Кайрата КОЖАМЖАРОВА. Только после этого началась проверка, выявившая, что фактические затраты ТОО "Каz транс инвест и К" составили 43 685,8 тыс. тенге. При том, что они сами к тому моменту успели раздуть эту сумму до 108 877,2 тыс. тенге!

Суд первой инстанции признал действия по введению нового участника в состав ТОО "Семей-Автовокзал" незаконными. Суды последующих инстанций оставили это решение без изменения. Вот так общественнику удалось вернуть центральный автовокзал городу, который получил возможность выгодно продать рентабельное предприятие. Но получить возможность - это не значит воспользоваться ею…

- За вопиющее нарушение никто не понес ответственности. Как результат - победителем торгов стал Руслан ОМАРБЕКОВ, предложивший за автовокзал наибольшую цену - 600 млн тенге. К слову, среди учредителей ТОО "Каz транс инвест и К" значилась эта же фамилия, да еще и с отчеством Руслановна! Омарбеков по условиям торгов принимал автовокзал в доверительное управление с последующим выкупом. В этот период доверительный управляющий и учредитель ТОО "Каz транс инвест и К" через суд ввел в баланс кредиторскую задолженность в сумме около 100 млн, а автовокзал был возвращен городу! В дальнейшем его выкупил с кредиторской задолженностью второй участник торгов - Григорий ПИНЧУК - за 310 млн тенге.

Изначально на первом аукционе он предлагал 530 млн! Таким образом город потерял 220 млн тенге, учредитель "Каz транс инвест и К" получил около 100 млн, которые почему-то городской отдел финансов включил в условия торгов! И опять все участники хитрой комбинации вышли сухими из воды, - констатирует Николай Исаев.

Стоит ли удивляться, что безнаказанность породила еще одно нарушение закона? Уже при новом владельце автовокзал купил землю общего пользования за смешную цену!

В советское время междугородные автобусы находились на отстое в автобусном парке № 2. К моменту отправления они подъезжали сразу к платформам. Поэтому обширная площадь перед автовокзалом, являющаяся частью проходной улицы Чокана Валиханова, была в свободном доступе. Но уже в наши дни, когда были разорваны многие договоренности и связи, автобусы вставали на отстой прямо на площади. Это уже доставляло массу неудобств людям, прибывающим со всего региона к центральным рынкам, расположенным по соседству с автовокзалом.

Но в 2015 году недовольство обывателей не помешало руководству предприятия, которое тогда еще находилось в государственной собственности, взять территорию, прилегающую к автовокзалу, в аренду и огородить ее забором. Сразу после покупки автовокзала в 2018 году новый владелец обратился в акимат города за выкупом этой земли.

- Если бы наши местные исполнительные органы следовали бы букве закона, Григория Пинчука ждал бы отказ, - полагает Николай Исаев. - Потому что, согласно генплану, автовокзалу отведено всего лишь 10,9 сотки. А участок улицы площадью 61 сотка, которую застолбил автовокзал, - это земля общего пользования. Согласно Земельному кодексу, прежде чем передавать участок общего пользования в частную собственность, необходимо изменить его целевое использование решением маслихата. А поскольку этого сделано не было, проезжая часть около автовокзала не подлежала продаже. Но отдел земельных отношений настаивает, что эта земля является составляющей автовокзала, и аким города подписывает решение о продаже земли общего пользования бизнесмену. Причем достается она ему за смешную цену - 14 млн 622 тыс. тенге. Это в то время, когда ее рыночная стоимость - 677 млн тенге!

По закону, решение о продаже земли общего пользования местные исполнительные органы должны были согласовать с общественностью путем проведения публичных слушаний. Но акимат Семея провернул скандальную сделку тайком. О продаже земли, прилегающей к автовокзалу, через несколько месяцев случайно узнали жители соседней многоэтажки. Они обратились с просьбой разобраться к Николаю Исаеву. Он-то и выяснил, что постановлением акимата Семея от 26 июля 2018 года ТОО "Семей-Автовокзал" предоставлено право частной собственности на земельный участок площадью 0,6103 гектара на улице Чокана Валиханова.

Громкий общественный резонанс вынудил акима города в 2019 году подать в специализированный межрайонный экономический суд Восточно-Казахстанской области иск о признании недействительным договора купли-продажи вышеуказанного земельного участка, заключенного между ГУ "Отдел земельных отношений города Семея ВКО" и ТОО "Семей-Автовокзал". Наша газета писала о том, что иск акима города был удовлетворен, договор купли-продажи земельного участка автовокзала признан недействительным (см. "Улица не продается!", "Время" от 24.6.2019 г.).

С тех пор прошло полтора года, но забор, возведенный автовокзалом, никуда не делся. Подумать только - все это время часть улицы Чокана Валиханова остается закрытой вопреки решению суда! Вопиющий факт? Несомненно! Но надзорные органы упорно его игнорируют.

- Этого и следовало ожидать, поскольку за незаконную продажу земли общего пользования бизнесмену никто не понес наказания, - с горечью подмечает Николай Исаев. - Вопрос о возврате части улицы по назначению я вынужден был вынести на общественный совет города. 7 октября этого года он принял решение "открыть улицу". После того, как со стороны ответственных лиц по возвращению земли общего пользования так и не было произведено никаких действий, я направил обращение прокурору города с просьбой оказать содействие в решении этого вопроса. До сих пор я даже не получил уведомление от прокуратуры о получении моего обращения!

Общественник обращает внимание на то, что автовокзал, перекрывая проезжую часть ограждением в эпицентре торговой жизни города, вызывает столпотворение и скученность, тем самым подрывая здоровье горожан.

- Какую это опасность представляет в период пандемии коронавируса, не надо объяснять, - говорит Николай Исаев. - В данное время междугородное сообщение приостановлено из-за ограничительных мер. Но когда оно будет возобновлено, на огороженной территории снова будут отстаиваться многочисленные автобусы с дизельными двигателями. Выхлопы в непосредственной близости от крупных рынков и тротуара подрывают здоровье населения. Согласно заключению ВОЗ они являются особо канцерогенными, вызывающими рак легких. Но исполнительная власть продолжает проявлять полное бездействие, оставляя улицу перекрытой! - заключил Исаев.

Милана ГУЗЕЕВА, фото автора, Семей

Поделиться
Класснуть