4465

Прокуратура Костаная требует лишить граждан получать скидки от «Казахтелекома»

Судебная коллегия по гражданским делам Костанайского областного суда 8 июня вынесет решение по апелляционной жалобе прокуратуры Костаная, которая требует от АО «Казахтелеком» отменить опционную программу, по которой граждане получали скидки за услуги связи.

Прокуратура Костаная требует лишить граждан получать скидки от «Казахтелекома»

Суть продолжающейся на протяжении полугода судебной тяжбы между прокуратурой города Костаная и АО «Казахтелеком» предельно проста. Надзорный орган требует через суд признать незаконными приказы АО «Казахтелеком», согласно которым устанавливаются правила, регулирующие действующую опционнную программу компании. Иначе говоря, предоставление гражданам скидок в обмен на обязательство определенный фиксированный срок (12,24,36 месяцев) пользоваться пакетом услуг компании. Суд первой инстанции оставил требование прокуратуры без удовлетворения. 8 июня судебная коллегия по гражданским делам Костанайского областного суда должна принять решение по апелляционной жалобе надзорного органа.

Позиция прокуратуры заключается в том, что «Казахтелеком» не имеет права требовать возвращения потребителями скидок в случае, если они досрочно откажутся от пакета услуг телекоммуникационного оператора по заключенным на продолжительный срок договорам. Пикантность ситуации состоит в том, что, как выяснилось в ходе судебных заседаний, сами граждане, даже приглашенные прокуратурой в качестве свидетелей, не возражают против таких действий «Казахтелекома». А надзорный орган, как минимум в течение полугода, пока идет тяжба, так и не сумел предоставить ни одного письменного заявления абонентов оператора, скрывшись за формулой, что он действует в пользу «неограниченно широкого круга лиц».

Рассматриваемое дело является знаковым не только для телекоммуникационного оператора, но и для всего казахстанского бизнеса и системы правосудия. Дело в том, что базовым принципом казахстанского законодательства, в частности Гражданского кодекса, является принцип равенства сторон. То есть права участников договорных отношений абсолютно равны, и никто не может изменять их в одностороннем порядке по причине своего желания, или исходя из своих обстоятельств. Это в равной степени относится и к услугодателям, и к потребителям.

В данном же случае прокуратура считает, что граждане, добровольно выбрав из нескольких вариантов определенный тарифный план, не должны были этого делать, а «Казахтелеком» не имеет права взыскивать с них разницу в тарифе в случае отказа от пакета услуг.

Претензии прокуратуры имели бы хоть какие-то основания, если бы «Казахтелеком» не предоставлял своим клиентам права выбора и насильно навязывал пакетный вид услуг. Однако, как призналась сама прокуратура в судебном заседании, граждане осуществляли свой выбор самостоятельно, исходя из своих интересов. Этот факт в суде первой инстанции подтвердили, как свидетели со стороны «Казахтелекома», так и со стороны прокуратуры. Фактически своими претензиями прокуратура провоцирует граждан на неисполнение своих обязательств по договорам, что может иметь последствия, поскольку сам принцип – получение скидки или бонуса за использование услуги фиксированное время применяется не только в области связи, но и в других сферах. Достаточно вспомнить долгосрочные банковские депозиты, по которым устанавливается премия к действующим ставкам, но обнуляется в случае досрочного расторжения договора.

Еще одним важным обстоятельством, которое игнорирует прокуратура, является определенно широкая категория граждан, которая пользуется данной услугой, получая при этом экономию и которую устраивает действующий порядок. К слову, при подписании договора на год экономия составляет порядка 87 тысяч тенге.

Дело в том, что само предоставление скидок на таких условиях – это отнюдь не прихоть и не каприз «Казахтелекома». Сами скидки и их размер относительно обычных действующих тарифов жестко детерминированы экономическими расчетами, которые показывают, что компания может позволить себе их при гарантированном долгосрочном спросе на свои услуги, что и было показано представителями «Казахтелекома» в суде первой инстанции. Из всего вышесказанного следует, что прокуратура Костаная, защищая права граждан, на самом деле может оказать им медвежью услугу.

- Если мы сейчас из-за иска прокуратуры отменим эту линейку тарифов, то все абоненты будут пользоваться единым тарифом без скидок по полной его стоимости. Для рынка это будет шаг назад, потому что абоненты вернутся к отдельной оплате сотовой связи, интернета, телевидения и телефонии, и это им будет невыгодно, - сообщила директор департамента управления клиентским опытом дивизион по розничному бизнесу АО «Казахтелеком» Ксения МИНЕЕВА.

Иск прокуратуры затрагивает интересы не только жителей Костаная, но всех граждан страны. По словам Ксении Минеевой, в последние несколько месяцев пакет услуг со скидкой «Казахтелекома» выбрали 70 процентов клиентов и лишь 1-3 процента абонентов отказались от него. Причем практически все случаи отказов связаны с переездами людей в другой город, либо в другую страну. С учетом этого количество граждан, которые в случае удовлетворения иска прокуратуры получат удар по собственному карману, может исчисляться миллионами. Да и вряд ли они обрадуются тому обстоятельству, что вместо спокойного использования услуг связи им придется заново заключать договора с АО «Казахтелеком». Надеемся, что суд все-таки учтет интересы миллионов абонентов, которые сами выбрали тот вид услуг, который им подходит.

Галина БАЯНОВА, Нур-Султан

Поделиться
Класснуть