3933

Когда поезда - частные

Полноценная конкурентная среда постепенно формируется в сфере пассажирских железнодорожных перевозок. И главное при этом – сохранить высокое качество обслуживания пассажиров.

Перевозки - в рынок
Простые обыватели привыкли связывать железную дорогу исключительно с национальным перевозчиком, и все шишки за грязь в вагонах, хамоватых проводников и отсутствие билетов, как правило, летят на КТЖ.
Однако еще с 2005 года в Казахстане началась практика субсидирования пассажирских перевозок и появились частные компании, доказывающие свое право на перевозку пассажиров по социальнозначимым сообщениям на конкурсной основе. И, несмотря на в целом позитивное развитие ситуации, их услуги не всегда соответствовали необходимым требованиям.
В первые годы нового тысячелетия на железной дороге республики насчитывалось пять постоянных перевозчиков: АО «Пассажирские перевозки», АО «Пригородные перевозки» и еще три частные компании. К 2009 году частники набрались кое-какого опыта, начали привлекать инвестиции и развивать инфраструктуру.
Но, как известно, железнодорожные перевозки во всем мире являются убыточными. И потому государство, тоже вставшее к тому времени на ноги, взяло на себя обязательство по их обеспечению.
- С 2005 по 2016 год субсидировались убытки частных перевозчиков, соответственно, они не старались их сокращать. Договоры заключались только на один год, и у них не было стимула развиваться, обновлять парк, внедрять свои услуги, потому что они не знали, выиграют ли конкурс на следующий год, - говорит руководитель управления Комитета транспорта Министерства по инвестициям и развитию РК Амангельды Мешитбаев. - В 2016 году мы внесли значительные поправки в законодательство, был разработан новый механизм субсидирования, сроки заключения договоров увеличились до 20 лет. При этом нами были поставлены требования: каждые 10 лет обновлять составы, развивать какие-то свои услуги.
Субсидировать решено было не убытки, а расходы, точнее, пять их видов, которые регулируются государством. Это пользование магистральной железнодорожной сетью, локомотивная тяга, аренда вагонов, их техническое обслуживание и ремонт. Все, что перевозчик сумеет сэкономить, он может пустить на дальнейшее развитие. Соответственно, теперь он заинтересован в повышении своей эффективности, увеличении доходов, в том числе за счет иной деятельности.
В 2016 году по всем межобластным и межрайонным сообщениям был проведен конкурс, в результате которого определилось девять перевозчиков: две вышеназванные «дочки» КТЖ и семь частников. Учитывались все нюансы, вплоть до наличия в вагонах кондиционеров, подъемников и других технических приспособлений.
На сегодняшний день частными железнодорожными компаниями осуществляется порядка 20% всех пассажирских перевозок в стране. В 90% поездок пассажир имеет возможность выбирать.
Впервые в истории частных перевозок было привлечено порядка 10 млрд. тенге на приобретение вагонов, и парк частных перевозчиков пополнили 52 вагона. В этом году планируется закупить еще 100 вагонов: 81 КТЖ купит у «Тулпар-Тальго», 19 приобретут частники в России и Узбекистане.
- Износ вагонов до 2012 года в Казахстане был порядка 70-75%. За пять лет мы снизили этот показатель до 45%. До 2020 года планируем снизить еще на 5%, - заверил наш собеседник.
По мере открытия новых маршрутов будут проведены дополнительные конкурсы. Если перевозчик добросовестно выполняет свои обязательства, то работать по своим маршрутам он может все 20 лет. Если же нет, то Комитет транспорта имеет право расторгнуть договор и объявить новый конкурс.

Жалоб становится меньше
Ввиду больших объемов жалобы на национального перевозчика также поступают гораздо чаще. Однако суммы штрафов за 2017 год, когда из 25 млн. тенге 10 млн. наложены как раз-таки на частников, демонстрируют пока еще не окрепший рынок пассажирских перевозок.
В плане - создание электронной системы приема жалоб с АО «Транстелеком», где в режиме реального времени можно мониторить, на какой поезд поступает наибольшее количество жалоб, проводить проверки, составлять рейтинги и налагать соответствующие штрафные санкции.
Контроль остается в ведении транспортных инспекторов: в ходе следования поезда они выявляют безбилетных пассажиров, составляют акт и передают в Комитет транспорта. Административный штраф в этом случае налагается на проводника, наказывается и сам перевозчик. И если проводник может отделаться 10-15 тыс. тенге, то сумма штрафа юридического лица доходит до 10 млн. тенге, и этот факт значительно влияет на сознательность перевозчиков.
Развивается и внутренний аудит. Собственные ревизионные службы подчиняются непосредственно руководителю перевозчика, ежедневно проводят ревизию вагонов и выявляют нарушения прежде, чем их обнаружит инспектор транспортного контроля и наложит миллионный штраф.
- В течение последних десяти лет налицо огромная разница в деятельности национального перевозчика. Если раньше мы получали по 10-20 жалоб на КТЖ ежедневно, то сейчас в месяц две-три, - пояснил А. Мешитбаев.
Чаще всего жалуются на действия проводников. Экономика давно стала рыночной, а сознание людей так и осталось на прежнем уровне. Работники пассажирского железнодорожного транспорта, а это порядка 20 тысяч человек, до сих пор считают, что должны обслуживать состав, а не пассажиров. А ведь вагоновожатый играет огромную роль, в его силах вовремя успокоить человека, принять на месте меры с тем, чтобы не допустить появления очередной жалобы.
На втором месте жалобы на сами вагоны: в них холодно или слишком жарко, они старые, туалеты грязные, а постель порванная.
- Раньше мы не могли контролировать состояние вагонов. Но с 2014 года в Правила перевозки пассажиров внесены нормы их экипировки. Теперь инспектор в пути следования может проверять поезда на соответствие правилам, а перевозчикам легче их соблюдать, чем платить огромные штрафы. Количество жалоб по этим вопросам резко уменьшилось, - говорит представитель Комитета транспорта МИР РК.
Решается и еще один проблемный вопрос – наличие билетов. Все мы знаем, как сложно уехать в летний период или на праздники. В этом году поэтапно внедряется динамическое ценообразование, когда заблаговременно купленный билет будет дешевле на 25%.

Частники – локомотив развития
В общем, уровень обслуживания в поездах растет. Да, не все так гладко, ведь перевозчики только приспосабливаются работать в рыночных условиях. И частные в этом смысле куда перспективнее государственных: они знают, как зарабатывать иной деятельностью, как общаться с пассажирами, на чем сэкономить.
В течение ближайших 10 лет, уверены специалисты, рынок железнодорожных пассажирских перевозок в Казахстане встанет наравне с авиаперевозками. И частники в этом сегменте рынка играют роль локомотива, который тянет вперед, повышая качество и эффективность. А это несомненный плюс и для пассажиров, жаждущих комфорта, и для государства, считающего субсидии, и для перевозчика, ратующего за свое развитие.
В АО «Пассажирские перевозки» подчеркивают: присутствие нескольких игроков на рынке вынуждает компании быть конкурентноспособными.  Поэтому повышение качества оказываемых услуг, уровня подготовки сервисного персонала и обновление подвижного состава является для компании приоритетной задачей.
- На сегодняшний день наш вагонный парк состоит из 2355 единиц. В течение 10 лет по сроку службы подлежат выбытию 1172 вагона. В этой связи мы работаем над альтернативными вариантами обновления парка, чтобы сформировать и утвердить новую программу на долгосрочный период с учетом современных требований, - говорит исполнительный директор по развитию АО «Пассажирские перевозки» Данияр Нурмаганбетов.
Кроме того, в 2018 году будет внедрен новый стандарт экипировки поездов постельными принадлежностями и мягко-съемным инвентарем с улучшенными эксплуатационными характеристиками, внедрением передовых стандартов их обработки.
Благодаря технологии электронного билетирования сегодня пассажирам предоставлена альтернативная возможность оформления билетов через 10 интернет-сайтов, свыше 17 тыс. автоматов, почтовые отделения, пункты продаж международной системы «Амадеус». По итогам 2017 года доля продаж электронных билетов составила 64%, в 2018 году ее планируется увеличить до 75%.
Для АО «НК «КТЖ», как поставщика услуг по перевозке пассажиров, дальнейшее развитие пассажирских перевозок - одно из приоритетных направлений деятельности. Во главу угла ставятся задачи по повышению клиентоориентированности, расширению спектра предоставляемых сервисных услуг.
Асель Кильмакова, фото предоставлено АО «НК «КТЖ», Астана

Поделиться
Класснуть