2546

Так открыто об этом еще не говорили, не обсуждали в ЕАЭС

Депутаты мажилиса — о выступлении президента на форуме союза

Так открыто об этом еще не говорили, не обсуждали в ЕАЭС

Спич Касым-Жомарта ТОКАЕВА на Евразийском экономическом форуме в Москве - в центре внимания международной прессы, политологов и общественных деятелей. Все отмечают слова президента о взаимоотношениях стран-членов Евразийского экономического союза с Россией и Беларусью в контексте положений и правил, действующих ЕАЭС. А что думают депутаты казахстанского парламента о резонансном выступлении президента?

В среду на пленарном заседании Евразийского экономического форума в Москве Токаев назвал Союзное государство России и Беларуси феноменом.

- В мировой политической истории создан уникальный прецедент создания государства по формуле «Две страны – одно государство». С единым политическим, юридическим, валютным, культурным, гуманитарным пространством. С единым союзным правительством, с единым союзным парламентом. Я извиняюсь, даже ядерное оружие одно на двоих сейчас!

Есть и другой уровень интеграции, представленный Казахстаном, Кыргызстаном и Арменией. С этой реальностью нам нужно считаться. Как мы будем работать в этих условиях? Это вопрос концептуальный. Нам нужно, я думаю, обсудить данную проблему, - призвал он других лидеров стран ЕАЭС.

Он подчеркнул, что для Казахстана интеграция в рамках этого союза, прежде всего, носит экономический характер, как это зафиксировано в договоре 2015 года о его создании. При этом Токаев отметил: важно понимать, что экономическая интеграция – это не самоцель, а одно из средств развития экономик и благосостояния стран-участниц. Кстати, то пленарном заседание форума называлось «Евразийская интеграция в многополярном мире».

- Токаев - выдающийся дипломат, и, я думаю, те люди и те страны, которые должны были его услышать, услышали, - выразил свое мнение член комитета мажилиса по международным делам, обороне и безопасности Айдос САРЫМ. - Президент - абсолютный государственник, он знает, где когда и что нужно говорить. Я не любитель больших эпитетов, но я думаю, что это очень сильное выступление, которое, наверное, войдет в историю нашей дипломатии. И я знаю, что другими странами это тоже хорошо воспринято, мы недавно встречались с делегацией Грузии, Азербайджана, Украины.

Каков главный месседж Токаева? - продолжил парламентарий. - Президент, опережая некоторые интенции, забегания вперед, которые есть, особенно в российском политикуме, социуме, хочет сказать одну вещь: «Друзья, мы вас любим, ценим, мы понимаем свое место в мире, мы знаем свою географию, но тем не менее не надо нас затягивать в чьи-либо конфликты, не надо требовать от нас большего, чем мы можем сделать и что мы должны делать». Понятно, что как страна, наиболее отдаленная от всех морей, мы будем выстраивать равные отношения со всеми странами – отдельно в рамках ЕАЭС, отдельно в рамках ШОС, отдельно в рамках ОДКБ, с Организацией тюркских государств, с центральноазиатским партнерством, отдельно с Китаем. И никаких ожиданий, что мы сольемся с кем-то, не должно быть, этого не будет. Мы выполняем свои обязательства – партнерские, человеческие, союзнические, но при этом мы не будем ни в коей мере ущемлять свои интересы и не будем вести свою политику в ущерб другим государствам, с которыми мы также являемся стратегическими партнерами.

Добавим, что глава Казахстана в своем выступлении напомнил базовые принципы ЕАЭС: недискриминационный доступ к инфраструктуре, справедливая конкуренция, равноправие и учет национальных интересов. Он отметил: «И мерило успеха этого союза не в количестве стратегий и договоров, а новые производства, технологии и рабочие места».

Другому депутату из этого же комитета Юлии КУЧИНСКОЙ понравилось то, что в речи президента не было претензий, оценок «хорошо это» или «плохо», обвинений. Хотя она признала, что все знают о фактах, когда «наш бизнес не мог зайти на какие-то рынки стран участников Евразийского экономического союза».

- Просто Касым-Жомарт Токаев четко описал ту ситуацию, которая складывается сегодня. И игнорирование этой ситуации приводит к недопониманию при обсуждении договоренностей и совместных решений. Я думаю, что так открыто об этом еще не говорили, не обсуждали в ЕАЭС. Может быть, потому, что этот вопрос не был настолько острым или не требовал такого четкого разграничения, в частности, почему сегодня наши позиции по каким-то вопросам могут не совпадать, например, почему мы не решаем сделать так же, как это делает Беларусь.

И, на мой взгляд, это был сигнал для наших госорганов, которые участвуют в переговорных процессах: ориентироваться на интересы нашей страны, просчитывать все риски, а не просто голосовать «мы тоже «за», если какая-либо из стран на что-то согласилась, - считает Кучинская. - А что касается участников этого объединения, то это был не сигнал, а прямое заявление для них, что мы можем сотрудничать дальше, но только на тех принципах, которые были прописаны в данном соглашении в 2015 году. Это взаимные выгоды и взаимный интерес.

Депутат назвала метким замечание президента о том, что эффективность ЕАЭС подтверждается не количеством подписанных документов, а улучшением жизни граждан всех участников союза.

- И я тоже соглашусь с президентом, что эта интеграция исключительно в экономическом блоке - ни в политическом, ни в военном, ни в культурном или каком-то другом формате. И пытаться через экономические ресурсы воздействовать на принятие решений в других сферах неправильно. Экономический фактор не должен стать инструментом для того, чтобы усиливать интеграцию по другим направлениям. Я так для себя это понимаю, - высказалась парламентарий.

Тогжан ГАНИ, Астана

Поделиться
Класснуть