3490

Процесс должен быть прозрачным, а информация - доступной

Вопросы обеспечения прозрачности системы бюджетирования здравоохранения и формирования тарифов на медуслуги затронул депутат мажилиса, член фракции Nur Otan Галымжан ЕЛЕУОВ в своем депутатском запросе в Министерство здравоохранения.

Процесс должен быть прозрачным, а информация - доступной

По мнению парламентария, реформа в системе здравоохранения с переходом на ОСМС не обеспечила открытость отраслевого бюджета, хотя речь идёт об 1 трлн 800 млрд тенге без учёта средств, выделяемых на эту сферу в регионах.

- На официальных сайтах Министерства здравоохранения и Фонда социального медицинского страхования нет данных, касающихся процессов планирования, исполнения и отчётности бюджета, почему и как сформированы те или иные тарифы, какие исходные данные брались для расчётов. Отсюда и нарастающий кризис доверия к системе, - считает Елеуов.

Население вынуждено обращаться за платной медпомощью в частные клиники из-за длительных сроков ожидания наиболее востребованных услуг в связи с недостаточным оснащением медицинским оборудованием и низкой обеспеченностью профильными специалистами в клиниках, оказывающих услуги в рамках ГОБМП и системе ОСМС, отметил депутат. Частные же центры зачастую не участвуют в оказании консультативно-диагностической помощи по ГОБМП/ОСМС из-за непривлекательности тарифов.

Установленные тарифы зачастую значительно занижены, не отражают адекватной стоимости медицинских услуг и не учитывают реальных потребностей медорганизаций. Тариф на медицинскую услугу, например, на консультацию врача, может быть в десять раз ниже по сравнению с рыночной стоимостью такой услуги. По мнению мажилисмена, требуют пересмотра тарифы на лабораторные исследования и методы функциональной диагностики, где заявляемая возмещаемая государством и фондом стоимость не покрывает даже себестоимости необходимых реагентов, расходных материалов, износ оборудования.

- Тарифы за медицинские услуги не предусматривают инвестиционную составляющую по медицинскому оборудованию. А значит, больницы не могут аккумулировать средства для обновления парка медицинской техники, чтобы иметь возможность закупать современное высокотехнологичное оборудование. В конце концов, это в целом приводит к устареванию оснащенности инфраструктуры и препятствует внедрению современных методов лечения, - подчеркнул Елеуов.

Он также отметил непрозрачность системы применения различных поправочных коэффициентов, отличия которых в зависимости от региона никак не обоснованы и требуют разъяснения. Также в зависимости от региона может существенно отличаться и стоимость лечения одного больного.

- Например, стоимость лечения онкологического пациента в Нур-Султане составляет почти 19 тысяч тенге, а в Костанайской и Акмолинской областях – 11 200 тенге. Пролечить больного туберкулезом в Актобе стоит 239 тысяч, а в Павлодарской области – 335 тысяч, - заметил депутат.

По его мнению, принципам равной доступности к медицинским услугам для всего населения страны противоречит и значительная разница в общем финансировании системы здравоохранения регионов при пересчёте на душу населения.

Елеуов предложил раскрыть бюджет здравоохранения в разрезе регионов с детальной разбивкой по видам помощи и обоснованиями выделяемых сумм, обеспечить равное финансирование на душу населения вне зависимости от региона проживания гражданина, а также сделать обсуждение и утверждение тарифов прозрачным и коллегиальным процессом.

Кроме того, мажилисмен считает необходимым обеспечить предоставление персонализированной информации для граждан о госрасходах на медицинские услуги: каждому гражданину в режиме реального времени должна приходить информация, сколько фактически ФСМС заплатил за его лечение.

Самат АШИМОВ, фото предоставлено пресс-службой мажилиса, Нур-Султан

Поделиться
Класснуть