9358

Бесполезная дистанция

Минобразования и науки отменило онлайн-уроки, признав никудышность отечественной интернет-сети

Бесполезная дистанция
Фото Игоря НЕВОЛИНА

Родители школьников массово удаляют с компьютеров и смартфонов программу ZOOM, через которую проходит видеоконференция с учителями в рамках дистанционного обучения. Они опасаются за утечку личных данных, включая пароли и средства банковских карт. Об уязвимости этой сверхпопулярной программы не только у школьников, но и у госорганов, парламента и судов, которые сейчас работают удаленно, предупредил на днях ЦАРКА.

Учителя стали бить тревогу. Многие родители поставили ультиматум: либо меняйте видеоприложение, либо мы не будем учиться.

- Я удалила приложение ZOOM из своего телефона, потому что через эту программу хакеры могут спокойно украсть деньги с банковской карточки. Например, у меня в смартфоне приложения нескольких банков загружены, там есть доступ к зарплатной карте, депозитам. Я боюсь! Поэтому извините, пусть учителя ищут другие пути. Мы требуем найти замену программе ZOOM для дистанционки! - рассказала “Времени” мама первоклассника Ботагоз КАИРБАЕВА, которая опробовала ZOOM на первом родительском онлайн-собрании и пробных уроках.

Ее примеру последовали многие родители.

Информация о рисках программы ZOOM совсем не нова. Об опасностях писали давно, но откликались на это только в техническом сообществе. А настоящий резонанс эта новость получила сейчас, когда программу загрузили в Казахстане едва ли не все - огромная армия школьников и бесчисленный полк госслужащих и бизнесменов. Программа стала мегапопулярной.

По данным Центра анализа и расследования кибератак (ЦАРКА), в этом приложении две критические уязвимости. Во-первых, оно позволяет злоумышленникам красть пароли операционной системы Windows, а во-вторых, получить доступ к микрофону и камере без запроса доступа у пользователя операционных систем Apple. Эксперты представили на всеобщее обозрение зарубежный отчет, в котором показаны способы взлома и краж.

При этом эксперты ЦАРКА недоумевают по поводу того, что их публикация вызвала панику только у родителей школьников. На самом деле хакерам интереснее жертвы покрупней. Они при желании могут подключиться к любой онлайн-конференции в ZOOM. В результате рискуют члены правительства, парламента, которых пандемия коронавируса заставила работать удаленно. Сегодня они в режиме видео-конференц-связи обсуждают вопросы, которые могут содержать гостайны и госсекреты. Злоумышленники могут вклиниться в разговор, незаметно наблюдать, собирать информацию. Точно такие же риски у тех, кто вынужден сейчас вести свой бизнес путем дистанционной работы.

- Но родителям я хочу сказать, что речь идет только об уязвимости операционных систем Windows и ноутбуков Apple. Информации о рисках для смартфонов никакой нет. Мой совет такой: если есть возможность, надо выделить для дистанционного обучения отдельное устройство, на котором нет ценной информации, переписки, паролей, пин-кодов. У себя дома я так и сделал: у детей для дистанционного обучения свой планшет и ноутбук, на котором я не работаю. Вариантов других МОН не дает, поэтому мы, айтишники, выходим через ZOOM - мы же не будем отказываться от обучения, - поведал директор ЦАРКА Арман АБДРАСИЛОВ.

Еще одна проблема возникла буквально на глазах: как только стартовали онлайн-уроки по видеопрограмме ZOOM - пускай и пробно, - скорость интернета упала практически у всех казахстанцев. Во время видеосвязи учеников с учителями зависли соцсети, затормозили даже электронные почты. По словам IT-специалистов, все это происходит из-за перегруза внешних каналов связи. Если бы сервис видеоконференции для дистанционного обучения был местный, проблем не было бы.

- Программа ZOOM размещена на зарубежных серверах. Это означает, что во время ее работы все данные связи мы отправляем вначале за границу на иностранный сервер, а потом тащим обратно, и как раз это самое узкое место. Если бы мы использовали локальные системы обучения и видеосвязи, нам бы не требовался внешний узкий канал, мы бы по широким внутренним каналам спокойно общались. Интернет бы не тормозил, видеоконференции проходили бы качественно и, самое главное, безопасно. Сейчас суды проходят через ZOOM, заседания мажилиса и сената, а также совещания правительства. Есть открытые заседания, но есть же и закрытые! Поэтому наше сообщение было направлено в первую очередь в такие организации, где есть важная информация, - сказал глава ЦАРКА.

И вот вечером в пятницу, 3 апреля, министр образования и науки Асхат АЙМАГАМБЕТОВ заявил на брифинге: школьных онлайн-уроков в режиме реального времени будет очень мало, если не сказать, что совсем не будет…

- На пробных уроках мы увидели, что подключение через онлайн-стриминг в масштабах всей страны просто нереально. Мы увидели, что многие родители и даже школы не могли подключиться или во время подключения обрывалась связь. Мы поняли, что интернет в нашей стране на самом деле не приспособлен для того, чтобы 2,5 млн детей выходили на прямые эфиры с учителями, - констатировал глава МОН. - Поэтому оснований для беспокойства нет, мы приняли решение, что онлайн-обучения через ту же программу ZOOM у нас нет и не будет! Обучение будет проходить через интернет-платформы “Кунделик”, Bilimland, “Дарын” и другие. Эти платформы содержат готовые видеоуроки, через них учителя могут отправлять задания и получать обратную связь. Можно использовать и другие инструменты: электронные почты, мессенджеры - ничего не возбраняется. Самое главное, чтобы учитель мог установить обратную связь. Каждая школа и учителя будут выбирать сами инструменты.

Если МОН нашел путь, как обойти риски удаленного образования, то государственные мужи в правительстве и парламенте пока никак не отреагировали на предупреждение ЦАРКА и не объявляли, что переносят свои заседания из ZOOM на другие платформы.

И тут самое время вспомнить скандально известный проект электронного обучения e-learning, на разработку которого Минобразования и науки потратило с 2011 по 2015 год 35 млрд тенге! Он был предназначен прежде всего для тех детей, которые не могут посещать школы по тем или иным причинам. Предполагалось, что если ребенок не пришел в школу (заболел или уехал), он открывает планшет и удаленно присутствует в классе: слушает, задает вопросы, то есть продолжает учиться. То есть проект был призван решать те же задачи, что пытается сегодня решить МОН через вынужденную дистанционку.

Потратив 35 млрд тенге на отечественный проект, крайне нелогично выглядит то, что спустя пять лет МОН призывает (во всяком случае, до недавнего времени призывал) установить зарубежный ZOOM для онлайн-уроков, а также пытается записывать видеолекции и транслировать их по телевидению. Ведь отечественный аналог видео­конференции и база видеоуроков были в проекте e-learning. В идеале Минобразования должно было достать из закромов эти инструменты, заявив с победоносным видом: “Объявили режим ЧП? Нет проблем - просто перейдите на e-learning”! Это был бы звездный час для проекта, который критиковали за дороговизну все - от родителей и депутатов до Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета.

Между тем глава Минобразования сообщил, что с понедельника, 6 апреля, 1080 школ вернутся к прежнему очному формату обучения учащихся. Это около 60 тысяч детей, проживающих в отдаленных селах, в школах которых количество учащихся от 5 до 100. При этом МОН выдвинул строгие санитарные требования: обучение разделить на две смены, между которыми должно быть достаточное время для проветривания помещений. И все уроки одного класса должны проходить только в одном помещении, то есть чтобы дети не переходили в другие кабинеты.

Кроме того, Асхат Аймагамбетов наложил вето на проверки школ и учителей отделами образования и департаментами по обеспечению качества в сфере образования.

- Второе. Никакой отчетности по дистанционному обучению быть не должно! Мы сейчас видим ситуацию, что новая четверть еще не началась, а директора школ требуют от педагогов немыслимое количество отчетов! И скрины с пробных уроков требуют, и видеозаписи, и дополнительные отчеты. Этого нельзя допускать! Учитель заполняет только свой журнал, и больше ничего! В том числе и отделы образовании не должны запрашивать отчеты у школ, - строго предупредил главный педагог страны.

ДОСЛОВНО

Аскар ЖУМАГАЛИЕВ, министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности:

- В условиях пандемии коронавируса и карантина весь мир столкнулся с проблемами скорости интернета, мы видим, что качество таких известных систем, как Netflix, сегодня оставляет желать лучшего. И подключение стриминговых систем к образованию превысило бы всю нагрузку, которая сегодня Казахстаном используется вообще, необходимо было бы увеличить мощность в два раза, но сегодня таких возможностей у Казахстана нет.

Сказано на онлайн-брифинге в минувшую субботу в Нур-Султане.

Тогжан ГАНИ, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА и с сайта kapital.kz и inforburo.kz, Нур-Султан

КСТАТИ

ZOOM признала слабые места

Основатель программы ZOOM Эрик ЮАНЬ принес официальные извинения пользователям за проблемы с конфиденциальностью и безопасностью.

Фото с сайта ft.com

На днях он сделал заявление, объявив, что приостанавливает разработку нового функционала на 90 дней. За этот период он обещает устранить все несовершенства своей онлайн-интернет-программы.

“Мы признаем, что не оправдали ожиданий и сообщества, и наших собственных. Мне очень жаль. Следующие 90 дней мы будем активно искать, исправлять и устранять все проблемы”, - написал в соцсетях основатель ZOOM.

К слову, в марте этого года приложение ZOOM ежедневно использовало в мире более 200 млн человек! Для сравнения: до самоизоляции людей из-за коронавируса в декабре 2019 года в программе “сидело” не более 10 млн в день.

Тогжан ГАНИ, Нур-Султан

Поделиться
Класснуть