1635

Законопроект о митингах: есть над чем поработать

Проект закона о порядке организации и проведения мирных собраний содержит норму, согласно которой инициаторы митинга должны за 15 рабочих дней уведомить акимат о его проведении, а власти по ряду оснований могут запретить акцию. Кроме того, в документе есть три пункта о правах журналистов и 12 – об обязанностях и запретах в их работе. С этими и другими нормами согласны не все депутаты мажилиса, рассмотревшего в четверг на пленарном заседании в первом чтении указанный законопроект.

Законопроект о митингах: есть над чем поработать

Представлявший документ парламентариям министр информации и общественного развития Даурен АБАЕВ отметил, что согласно поручению президента законопроектом вводится уведомительный порядок проведения мирных собраний, пикетов, митингов. При этом их организаторы обязаны оповещать власти о планируемом количестве участников митингов, что, как отметил глава МИОР, крайне важно для обеспечения безопасности. Тем самым и организаторы, и местные власти будут нести обоюдную ответственность за поддержание общественного порядка. В случае отсутствия ответа местного исполнительного органа проведение мирного собрания будет считаться согласованным по умолчанию.

Проводить мирные собрания разрешается только в специализированных местах. При этом проектом закона предусмотрено право организаторов на получение альтернативного места для проведения мирных собраний.

- Главным принципом для определения специализированного места для проведения мирных собраний должен стать озвученный президентом принцип «не на окраине». При определении таких мест должны учитываться возможность достижения цели мирных собраний, удобство организации, транспортная доступность мест, возможность использования организаторами и участниками объектов инфраструктуры, соблюдение санитарных норм и правил, безопасность организаторов и участников мирных собраний, других лиц, - отметил Абаев.

Законопроектом устанавливается исчерпывающий перечень оснований для отказа, прекращения и приостановления проведения мирных собраний. Министр подчеркнул, что отказ, прекращение и приостановление должны быть мотивированными и обоснованными, то есть должны быть указаны конкретные причины.

Еще одним важным пунктом является то, что власти должны оказывать содействие организатору в проведении мирного собрания.

- Местный исполнительный орган города республиканского значения, столицы, района, города областного значения, аким города районного значения в зависимости от формы мирных собраний и количества его участников назначает своих представителей в целях оказания организатору мирных собраний содействия, в том числе в предоставлении медицинской и иной необходимой помощи, - сообщил Даурен Абаев.

В ходе обсуждения мажилисмен Артур ПЛАТОНОВ отметил, что в данном законопроекте прописаны права и обязанности журналистов, участвующих в мирных собраниях и освещающих их. Таким образом, заявил депутат, они дублируются с нормами закона о средствах массовой информации. В ответ министр информации и общественного развития заверил, что правила, которые будут действовать в рамках закона о мирных собраниях, МИОР будет прорабатывать с журналистами.

К полемике подключился председатель мажилиса Нурлан НИГМАТУЛИН:

- В законопроекте для журналистов запретов указано гораздо больше, чем пунктов об их правах. Три пункта, касающиеся прав журналистов, и 12 пунктов, касающихся запретов и обязанностей. То есть разница в четыре раза! Одна из норм - обязать журналиста предоставлять по требованию любого должностного лица или представителя государственного органа все материалы. Хорошо, предоставил. А если эти материалы вовремя не вернули журналисту?

Поздний возврат материалов журналисту, считает Нигматулин, приведет к более поздней публикации или выходу в эфир новостей и сюжетов.

- Любая новость имеет скорость. Даже через несколько часов она может быть неактуальна при сегодняшнем темпе и динамике новостных лент, в том числе интернета, правильно? Наверное, надо исключить эту норму, - настойчиво предложил глава мажилиса.

По его мнению, достаточно указать, что журналист во время проведения мирных митингов пользуется правами, установленными казахстанским законодательством. Нигматулин заявил о том, что до второго чтения в рабочей группе надо доработать и сократить количество соответствующих норм.

- Принимается, Нурлан Зайруллаевич! Тем более что, действительно, это будет дублирующая норма, потому что в рамках уголовного права она регламентируется в случае возникновения каких-то форс-мажорных мероприятий, - ответил Абаев.

В свою очередь мажилисмен Евгений КОЗЛОВ поднял вопрос об обязательстве проводить мирное собрание только в специализированных местах. По его мнению, одиночные пикеты могут проводиться в любых местах, за исключением объектов, перечень которых можно определить в законопроекте.

Даурен Абаев парировал: специализированные места как раз таки дают возможность быть услышанным.

- При этом сегодня потребность возрастает именно в одиночных пикетах. Все равно должны быть места, где одиночный пикет, даже любой другой пикет не должны проводиться. Это вопрос безопасности, - добавил он.

Нурлан Нигматулин подчеркнул, что должны быть так называемые зоны запрета:

- Есть места, в которых проведение тех же одиночных пикетов запрещается. Мы говорили об этом и с представителями гражданского общества, и с неправительственными организациями. Это стратегические объекты, военные, жизнеобеспечения и так далее. Этот перечень надо очень четко прописать в законе. Так принято во всем мире. Именно в законе, а не в подзаконных актах.

По словам Нигматулина, в Германии четко определены географические зоны, территории, где проведение публичных мероприятий – митингов, пикетов – запрещено.

- Кстати, к этим зонам относятся столичные правительственные кварталы: резиденция канцлера, президента, Бундестаг. В Великобритании на время проведения парламентской сессии вообще район Вестминстерского дворца запрещается для проведения. Есть много других примеров. Эта норма должна быть, и мы должны здесь, Даурен Аскербекович, не стесняться. Эта норма не должна расцениваться как вседозволенность! - отрезал председатель мажилиса.

Между тем мажилисвумен Снежанна ИМАШЕВА возмутилась тем, что организатор мирного собрания должен указать обширный перечень сведений: цель, формы собрания, контакты организатора, специализированное место проведения, регламент, количество участников.

- В общем, этот перечень состоит из 15 пунктов. В итоге организатор теряет драгоценное время на сбор иногда и не нужной информации, например, список приглашенных журналистов. Журналисты и сами придут. Предлагаем сократить этот перечень, - высказалась депутат.

Требования, которые выдвигаются в законопроекте не сложные, считает министр Абаев. Тем не менее он выразил готовность оптимизировать этот список.

А мажилисвумен Ирину УНЖАКОВУ смутили сроки уведомления акимата о предстоящей акции: его организаторы митинга должны направить не менее чем за 15 рабочих дней до дня проведения, а об организации пикета, собрания или митинга в агитационных целях – не менее чем за 10 рабочих дней. В свою очередь акимат должен ответить о своем решении не менее чем за 10 и семь дней соответственно.

- Вам такие сроки не представляются завышенными? – спросила у министра депутат.

- Местным исполнительным органам нужно какое-то время для подготовки. Мы учитывали их мнение. Баланс попробовали найти. Будем думать, - был краток глава МИОР.

Именно эти сроки и вызвали большие вопросы у общественности, заявил Нурлан Нигматулин.

- По действующему законодательству заявление о проведении мирного собрания подается не позднее, чем за 10 дней. Говорим о доступности, а сами взяли и увеличили! Думаю, сроки надо внимательно посмотреть и еще раз эту норму обсудить, - сказал председатель мажилиса.

Между тем депутат Светлана БЫЧКОВА предложила пересмотреть норму о прекращении мирного собрания в случае, если фактическое количество участников превысит указанное в уведомлении:

- На наш взгляд, такая редакция делает причину прекращения митинга, скорее, формальной. Она не должна приниматься в таком виде. Прекращение может быт только в том случае, если превышение реально опасно для самих участников собрания и окружающих лиц. Остановить митинг нужно, когда специализированное место не может вместить всех желающих, и начинается давка. До второго чтения мы доработаем эту редакцию и просим согласиться с ней!

Как отметил Абаев, в отношении нормы об ограничении количества участников мирных собраний до 250 человек высказывался глава государства, считающий данную норму нецелесообразной.

- Даже когда мы предлагали норму в 250 человек, тоже стоял вопрос о том, что это вызовет неудобства, в том числе для организаторов, даже если превысить до 255-260 человек. Здесь мы исходили из той логики, что организатор понимает всю меру ответственности, знает, сколько человек придет. Мы готовы эту норму обсуждать, - заключил министр.

Несмотря на высказанные замечания, депутаты мажилиса одобрили законопроект о мирных собраниях в первом чтении.

- Этот законопроект, бесспорно, соответствует концепции «слышащего государства». Нужно отметить, что этот проект закона принципиально изменит существующую практику организации и проведения собраний и митингов. Также он обеспечит оптимальное сочетание как прав граждан, так и их ответственности при проведении собраний и митингов, - выразил уверенность Нурлан Нигматулин, подводя итоги обсуждения документа.

К второму чтению рабочей группе предстоит доработать окончательные редакции поправок и дополнений.

Лэйла ТАСТАНОВА, Нур-Султан

Поделиться
Класснуть