7508

Игорь РОГОВ: В Казахстане нет двоевластия

Игорь РОГОВ:  В Казахстане нет двоевластия

Указ президента Касым-Жомарта ТОКАЕВА от 9 октября "О внесении изменений и дополнений в некоторые акты президента Республики Казахстан", согласно которому некоторые назначения должны согласовываться с председателем Совета безопасности Нурсултаном НАЗАРБАЕВЫМ, вызвал различные интерпретации.  Насколько они обоснованы, соответствует ли этот указ Конституции и что изменилось с его принятием в политической системе страны? На эти вопросы "Времени" ответил заместитель исполнительного директора Фонда первого президента Казахстана, бывший председатель Конституционного совета Игорь РОГОВ.

- Игорь Иванович, что означает данный указ и формулировка "согласовывать назначения"?

- Во-первых, я хочу подчеркнуть, что данный указ не расширяет никакую компетенцию Елбасы, возглавляющего Совет безопасности. Его компетенция определена Конституцией, конституционным законом о первом президенте и законом о совете безопасности. Поправки, которые были внесены указом, касаются порядка согласования назначения тех или иных должностных лиц. А тот указ существует с незапамятных времен, периодически в него вносились изменения. И в данном случае, как мне видится, просто внесли поправки с учетом изменившихся должностей.

Вначале меня даже позабавила реакция общества, когда пошли разговоры о так называемом двоевластии. Ну о каком двоевластии может идти речь? Вот смотрите. В подпункте 20 статьи 44 Конституции говорится: "Президент образует Совет безопасности и иные консультативно-совещательные органы, а также Ассамблею народа Казахстана и Высший судебный совет". То есть Совет безопасности - это конституционный орган, но он входит в число консультативно-совещательных органов.

- Но ведь это говорит о том, что орган должен консультировать, а не согласовывать?

- Что значит "согласование"? Это значит узнать мнение: что думают те или иные структуры о той или иной кандидатуре на должность. Сейчас в СМИ частенько подают информацию, что Совет безопасности - это якобы некий орган коллегиальной власти. Это, видимо, советская привычка видеть во всем элементы политбюро! Так вот президент - это единоличный орган! Нет у нас коллегиального президента! А решения, которые принимаются Советом безопасности, - это решения, которые принимает коллегиальный орган, во главе которого стоит Елбасы. И с учетом его исторической роли, его опыта, его знаний, конечно, действующий глава государства принимает эти рекомендации. Но власть в стране сосредоточена в руках президента.

В том же указе в новой редакции, к слову, есть пункт 4: "Назначение и освобождение от должности, осуществляемое президентом Республики Казахстан, может производиться вне соблюдения процедур, предусмотренных настоящим положением и установленных законодательством". Это означает, что есть общий порядок, но глава государства может ему не следовать.

Я являюсь членом Венецианской комиссии Совета Европы от Республики Казахстан. Это, я считаю, высший экспертный юридический орган не только в Европе, но и во всем мире. Так вот, на последнем заседании этой комиссии в октябре этого года президент этой комиссии Джанни БУКИККИО вдруг говорит: "вот в Казахстане в 2017 году была проведена глубокая конституционная реформа, которая подтвердила и продолжила путь
демократического развития страны". И тут же берет слово представитель Германии в Совете Европы Рольф МАФАЭЛЬ и говорит: "Конституционная реформа в Казахстане обеспечила плавный и демократичный переход власти". Потом в кулуарах он мне сказал: "Вы гениально решили этот вопрос: использовать опыт первого президента и в то же время идти дальше, сохранив стабильность и демократический путь развития".

Это - оценка зарубежных экспертов. Так что, резюмируя, еще раз хочу сказать: никакого двоевластия у нас нет.

(Продолжение интервью с Игорем Роговым читайте в одном из ближайших номеров газеты "Время").

Григорий ГАРАНИН, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть