Представлен текст полного толкования нормы о досрочном прекращении полномочий президента РК
Официально представлен текст полного толкования пункта Конституции о досрочном прекращении полномочий президента Казахстана, передает корреспондент агентства.
«В целом из содержания пункта 3 статьи 42 Конституции усматривается, что досрочное прекращение президентских полномочий – это следствие возникновения отдельных обстоятельств экстраординарного характера, влекущих преждевременное погашение выданного народом мандата высшего должностного лица на руководство государством», - говорится в представленном в среду нормативном постановлении Конституционного совета (КС) «Об официальном толковании пункта 3 статьи 42 Конституции Республики Казахстан».
В КС пояснили, что вступление в должность вновь избранного президента является основанием для досрочного прекращения полномочий президента в случае проведения внеочередных президентских выборов в порядке, определенном пунктом 3-1 статьи 41 Конституции.
«Досрочное освобождение от должности главы государства связано с устойчивой неспособностью осуществления им своих обязанностей по болезни. Это предполагает наличие такого постоянного и необратимого расстройства функций организма, которое препятствует надлежащему выполнению полномочий президента Республики», - сказано в документе.
Указано, что процедура установления данного обстоятельства и порядок прекращения президентских полномочий по этому основанию закреплены пунктом 1 статьи 47 Конституции.
«Отрешение Президента Республики от должности в качестве основания, влекущего преждевременное прекращение его полномочий, обусловлено только фактом совершения главой государства государственной измены. Порядок выдвижения обвинения, организации его расследования и принятия окончательного решения регламентирован пунктом 2 статьи 47 Основного Закона», - добавили в КС.
Такое обстоятельство, как смерть человека, по мнению членов совета, «носит объективный характер и является естественным основанием досрочного прекращения полномочий президента Республики, поскольку прекращается предусмотренная пунктом 1 статьи 13 Конституции общая правосубъектность лица как гражданина Республики Казахстан».
«Досрочное освобождение от должности Президента Республики по болезни и отрешение его от должности представляют собой меры вынужденного принудительного воздействия на высшее должностное лицо вне зависимости от его волеизъявления в рамках принципа единства и разделенности государственной власти, механизма сдержек и противовесов. Соответственно, в качестве гарантии от злоупотребления другими ветвями власти данными экстраординарными механизмами в обоих случаях в пунктах 1 и 2 статьи 47 предусмотрено наличие заключения Конст туционного Совета о соблюдении установленных конституционных процедур», - отметили в КС.
Конституционный Совет полагает, что пункт 3 статьи 42 Конституции «не содержит полный перечень оснований досрочного прекращения полномочий Президента Республики Казахстан».
«В частности, он прямо не предусматривает и в то же время не запрещает досрочное прекращение полномочий Главы государства на основании его персонального волеизъявления, к примеру, в форме отставки, обусловленной причинами личного и иного характера. Названное основание охватывается содержанием использованного в данной норме словосочетания «а также в случае досрочного освобождения… Президента от должности…», которое имеет широкий смысл», - говорится в постановлении.
В КС считают, что право главы государства на досрочное прекращение своих полномочий по личным основаниям (право на отставку) «является неотъемлемым элементом президентской формы правления и конституционного статуса Президента Республики Казахстан».
«Свобода волеизъявления присуща Президенту Республики и как человеку, и как гражданину Казахстана, и вытекает также из содержания пункта 1 статьи 13, пункта 1 статьи 24 и иных норм Конституции. Данный вывод поддержан представителями всех государственных органов и экспертами, участвовавшими в заседании Совета», - уточнили в КС.
По мнению Конституционного Совета, закрепление в Конституции и законах перечня оснований, процедур и правовых последствий досрочного прекращения полномочий государственных органов либо должностных лиц «зависит от их предназначения, функций, полномочий и организации деятельности».
«Оно может быть наложено на государственно-властного субъекта в качестве конституционно-правовой санкции за его ненадлежащую деятельность, либо вообще не связано с привлечением к ответственности и более того – выступать формой почетного признания заслуг носителя публичной власти, прекратившего свои полномочия», - говорится в документе.
Согласно постановлению, институт отставки глав государств, ее основания, порядок осуществления, юридические последствия и применяемые в дальнейшем процедуры предусматриваются в различном объеме в конституциях ряда зарубежных стран.
«Исходя из национальных особенностей, в одних случаях предусмотрено прохождение прошения президента об отставке через парламент, обсуждение и принятие решения депутатским корпусом, в других – достаточно обнародования заявления главы государства. Разнятся и последующие действия государственных органо», - сказано в постановлении.
Согласно документу, Конституционный Совет полагает, что принятый в действующей Конституции Республики Казахстан подход по закреплению института досрочного прекращения полномочий Главы государства «обеспечивает надлежащее функционирование верховной власти при наступлении любых оснований, предусмотренных в пункте 3 статьи 42 Конституции, включая использование президентом Республики своего права на подачу в отставку».
«Конституционный Совет Республики Казахстан постановляет: 1. Перечень оснований досрочного прекращения полномочий Президента Республики Казахстан, установленный пунктом 3 статьи 42 Конституции Республики Казахстан, не является исчерпывающим. 2. Из конституционного статуса президента Республики Казахстан вытекает его право на прекращение полномочий согласно собственному волеизъявлению, которое является самостоятельным основанием досрочного прекращения полномочий главы государства», - говорится в постановлении.
Напомним, 5 февраля было оглашено принятое по обращению президента Н. Назарбаева нормативное постановление Конституционного совета об официальном толковании пункта 3 статьи 42 Конституции Республики.
Глава государства просил ответить на следующий вопрос: «Является ли исчерпывающим установленный пунктом 3 статьи 42 Конституции Республики Казахстан перечень оснований досрочного прекращения полномочий Президента Республики Казахстан?».
Сам Н. Назарбаев, комментируя появившуюся информацию, заверил, что осрочных президентских выборов в Казахстане не будет, призвав не создавать ажиотаж вокруг его обращения.
По сообщению КазТАГ