Искусство в карантине
Во время пандемии музыка, театры и музеи ушли в онлайн
В условиях тотального закрытия всех культурных учреждений - от крупнейших музеев и оперных театров до музыкальных клубов, кинотеатров и крохотных галерей - искусство стремительно перемещается в онлайн.
Большинство крупнейших музеев и галерей мира и безо всякого кризиса имело обстоятельные сайты, на которых можно было совершить бесплатную экскурсию и ознакомиться с лучшими их экспонатами. Сейчас эта работа стремительно расширяется и принимает новые формы.
Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге еще в 2001 году стал объектом уникального кинематографического эксперимента, когда режиссер Александр СОКУРОВ снял там свой, ставший с тех пор легендарным, “Русский ковчег” - полуторачасовое путешествие по музею, а заодно и по русской истории, снятое неотрывным движением камеры.
Сейчас Эрмитаж предлагает снятую так же, неотрывной камерой, пятичасовую прогулку по своим залам.
Не менее завлекательно выглядит и снятая камерой с круговым, 360-градусным обзором экскурсия по залам классической скульптуры музеев Пия-Климента и Кьярамонти в Ватикане.
Аналогичный опыт - панорамный обзор своих залов с помощью Google Street View - предлагает своим виртуальным посетителям и лондонская Национальная галерея.
Парижский Лувр открыл несколько онлайн-экскурсий. На мой взгляд, самая интересная из них - прогулка вдоль рва, окружающего ту самую историческую крепость, которая была построена еще в 1190 году французским королем Филиппом-Августом для защиты Парижа от нападения с Сены и которая только в 1792 году после Французской революции была превращена в музей. Сохранились и ров, и перекинутые через него разводные мосты.
Там же, на сайте Лувра, можно виртуально прогуляться по экспозиции египетских древностей и по знаменитой галерее “Аполлон”, посвященной королю-солнцу Людовику XIV.
На сайте галереи Tate Britain можно познакомиться с недавно открывшейся, но сейчас, увы, закрытой выставкой уникального английского графика конца ХХ века Обри БЕРДСЛИ. Его элегантная, проникнутая декадансом и изысканным, утонченным эротизмом графика и сегодня, свыше века спустя, выглядит невероятно современно - не случайно она оказала огромное влияние на контркультуру 1960-70-х годов.
А расположенная на другом берегу Темзы более молодая и более современная галерея Tate Modern выложила у себя на сайте все 417 экспонатов так же закрывшейся спустя буквально неделю после открытия грандиозной ретроспективной выставки Энди УОРХОЛА.
Лондонский симфонический оркестр начиная с 22 марта запустил онлайн-программу Always Playing: два раза в неделю по четвергам и воскресеньям в 19 часов по летнему британскому времени (22 часа по московскому) здесь транслируются полные записи избранных концертов лучшего оркестра Британии под руководством не только его знаменитого нынешнего руководителя сэра Саймона РЭТТЛА, но и не менее знаменитого его предшественника Валерия ГЕРГИЕВА.
Королевский театр оперы и балета раз в неделю по пятницам в 19 часов по Гринвичу на своем канале в YouTube и на своей странице Facebook запускает бесплатные трансляции своих избранных спектаклей. Ближайшая трансляция 27 марта - балет на музыку Сергея ПРОКОФЬЕВА “Петя и Волк”.
То же самое только в ежедневном режиме делают Мариинский театр в Санкт-Петербурге и Метрополитен-опера в Нью-Йорке.
В минувший вторник лидер группы Coldplay Крис МАРТИН вместо запланированного, но отмененного концерта группы выложил в Инстаграм Live прямую трансляцию своего сольного выступления прямо из дома.
“Все музыканты группы разбросаны по разным странам, и вместе мы играть не можем. Вот я и подумал, что неплохо будет, если я приду к вам в гости вот так, прямо из своего дома” - такими словами он предварил небольшой домашний концерт, в ходе которого он сыграл и спел несколько хитов Coldplay и исполнил песню своего кумира Дэвида БОУИ Life on Mars.
В тот же день перед зрителями Инстаграма и домашней аудиторией в составе одного человека - своей жены кинозвезды Николь КИДМАН - выступил американский кантри-певец Кит УРБАН.
Брюс СПРИНГСТИН выложил для бесплатного просмотра свой легендарный концерт в лондонском Гайд-парке летом 2009 года.
Группа Metallica, у которой коронавирус сорвал большой тур по Латинской Америке, объявила о так называемых Metallica Mondays. Еженедельно по понедельникам группа будет выкладывать на своем сайте лучшие концерты.
Не отстают и российские исполнители. Вместо отмененного 20 марта выступления в московском клубе “Март” лидер “Аукцыона” Леонид ФЕДОРОВ сыграл домашний концерт.
Бориса ГРЕБЕНЩИКОВА коронавирус застал в Лондоне во время записи нового альбома. Вместе с басистом “Аквариума”, постоянным жителем Лондона Александром ТИТОВЫМ БГ сыграл домашний концерт, который сейчас готовится к выпуску. Тем временем у себя на странице в Фейсбуке он выложил спетую в домашних условиях песню с говорящим названием “Как нам вернуться домой”.
Закрытые кинотеатры вынудили некоторые крупные киностудии отложить намеченные на весну громкие премьеры. Так, 25-й фильм бондианы “Не время умирать” вместо апреля выйдет в свет теперь только в ноябре.
Та же судьба постигла диснеевский “Мулан” и “Черную вдову” - 24-ю по счету киноисталляцию Marvel, в главной роли которой снялась Скарлет ЙОХАНССОН.
Сорванный кинопрокат вынудил основные голливудские студии отказаться от трехмесячного интервала между началом показа кинофильмов в кинотеатрах и доступностью их на цифровых платформах.
В онлайн-прокат поспешно выпускаются один за другим громкие блокбастеры последних месяцев и недель. Кинокомпания Universal запустила на цифровые платформы такие совсем свежие хиты, как “Человек-невидимка”, “Охота” и “Эмма”.
А премьеры некоторых из тех новинок, прокат которых должен был начаться уже в эти дни - не столь громких, как Бонд и Marvel, - решили не откладывать, и фильмы выходят на цифровых платформах в тот же день, что и намеченное, но сорванное появление в кинопрокате.
По оценкам экспертов, потери киноиндустрии в этом году составят 15 млрд долларов.
Би-би-си еще 18 марта объявила о запуске по всем трем основным платформам - радио, ТВ и онлайн - специального комплекса программ под общим названием “Культура в карантине”.
В их число войдут телевизионные и онлайн-экскурсии по постоянным коллекциям и временным выставкам закрытых музеев и галерей, выступления музыкантов и актеров, теле- и радиопостановки - как из безбрежного архива Би-би-си, так и новые, специально созданные для этих непростых условий.
Довольно неожиданным для экспертов оказался стремительный рост популярности радио.
Британская компания Global, владеющая музыкальной радиостанцией Capital FM и разговорным радио LBC, объявила о 15-процентном увеличении числа своих онлайн-слушателей.
Еще больше - на 18% - вырос стриминг радиопрограмм Би-би-си.
При этом сокращаются цифры чисто музыкальных онлайн-серверов. Так, в частности, у Spotify стриминг сократился на 8%.
Вот как прокомментировал эти цифры директор радиопрограмм Би-би-си Джеймс ПЕРНЕЛЛ: “Во времена кризиса и крупных значительных событий люди обращаются к радио - за новостями, анализом, но и за музыкой, развлечением и чувством живого общения”.
Русская служба Би-би-си