Фабрика грёз или производитель фальсификаций?
Министерство обороны Испании отметило наградой книгу, в которой анализируется, как американские и англосаксонские фильмы и сериалы высмеивают историю этой страны.
Один из примеров, приведенных в книге, эпизод из фильма Rough Riders (“Мужественные всадники”, в прокате СНГ “Парни что надо!”). Прибыв на вершину холма, Теодор РУЗВЕЛЬТ кавалер медали “За отвагу” конгресса США и будущий президент Северной Америки “выстрелил в отступающих испанцев и, увидев одного упавшего, хвалился, хотя и не был уверен, что застрелил его: “Я собственноручно убил испанца, как зайца”. На самом деле 700 испанцев сдерживали атаку 15 000 американских солдат на холме СанХуан (Куба) в течение 11 часов. И продержались бы дольше, если бы у них было еще несколько пулеметов “максим”. Более того, Рузвельт прибыл, когда солдаты Буффало, состоящие из афроамериканцев, заняли высоту, на которой уже не было ничего, кроме искореженных пулеметов. Тем не менее в голливудских постановках, таких как “Мужественные всадники” (1997) или “Ночь в музее” (2006), Рузвельт описывается как герой, который освобождает угнетенные народы и заслуживает почета.
Эти и другие очерняющие легенды исследуются в книге “Образ присутствия Испании в Америке (14921898) в британском и американском кинематографе”, которую премировало Министерство обороны во главе с Маргаритой РОБЛЕС. Автор, военный в звании капитана и историк Эстебан Висенте БУАССО, в своей работе утверждает, что англоязычное кино распространяет черные легенды и лживые стереотипы об Испании из геополитических соображений.
“Без сомнения, афроамериканское население сочло бы недопустимым, если бы в Диснейленде был аттракцион, показывающий африканцев, захваченных пиратами в сопровождении веселой музыки. В то же время месседж “Пиратов Карибского моря” в том, что воровство, пытки и убийства испанцев, продажа, покупка и надругательство над испанскими женщинами и мародерство не только оправданны, но и являются радостным событием, подлинным развлечением”, говорит Буассо.
В фильме “1492: завоевание рая” (1992) показана мрачная Кастилия, которая не перестает казнить еретиков. Но историческая правда в том, что испанская инквизиция за три столетия убила около 3000 человек, а Генрих VIII (английский король династии Тюдоров), о котором снят этот фильм, убил более 50 000 католиков. По логике фильмы о его правлении должны демонстрировать постоянные казни. Но нет…
Спустя годы Филипп II решил вторгнуться в Англию путем непрерывной атаки корсаров, казни Марии Стюарт и гонений на английских католиков. Он организовал большую армаду, которая в 1588 году после встречи с английским флотом попала в сильный шторм. Профессор Мария Хосе Родригес САЛЬГАДО утверждает, что “в результате боя ни один испанский корабль не погиб”. В британском же фильме “Елизавета: золотой век” Уолтер РОЛИ направляет английский корабль в огне против испанского флота, вызывая гигантский взрыв и пожар на многочисленных испанских судах. На самом деле только часть флота затонула, да и то спустя несколько дней в результате шторма.
Практически все голливудские фильмы восхваляют англосаксонскую колонизацию Северной Америки, не отражая ее испанского прошлого. В лучшем случае все, что связано с Испанией, события, не оставившие следов. В “Танцах с волками” (1990) главный герой, лейтенант Союза, подружился с одним из трайбов племени сиу, в котором старик, обучая шлему завоевателя, говорит, что те, кто принес его, прибыли в эпоху дедушки его деда и со временем были изгнаны. То есть авторы фильма вычеркивают двухвековое (!) постоянное испанское присутствие в Калифорнии, Флориде, НьюМексико или Техасе.
Вся деятельность Франсиско ПИСАРРО, завоевавшего менее 170 человек, по мнению кинематографистов, это подрыв империи инков и предательское убийство Атауальпы (британский фильм “Королевская охота за солнцем”). Но англичане и англоамериканцы не вспоминают, как предавали они. Ведь с 1787 по 1871 год было подписано 389 договоров с индейцами, за которыми осуществлялась этническая чистка.
В фильмах нет и намека на позитивную роль испанского правления, которое значительно улучшило ситуацию и остановило человеческие жертвоприношения и каннибализм. Монархи Изабель I, Карлос I и Филипп II создали сеть больниц и университетов, которыми пользовались и испанцы, и коренные жители. А правительство Соединенных Штатов не признавало гражданства всех индейцев до 1924 года, то есть четыре столетия спустя.
Сразу же после прибытия в Вирджинию в 1607 году английские поселенцы начали уничтожать индейцев. Несмотря на то что капитан Джон СМИТ выделялся из всех своей жестокостью, он выглядит как добрый и милый персонаж в “Покахонтас” (1995). Американский профессор индейского происхождения Теодор ЖОЖОЛА с удивлением заметил, что в этом же произведении “английский губернатор РЭТКЛИФФ превращается по воле Голливуда в испанского завоевателя, жаждущего золота”.
Все эти произведения были использованы с политической целью, чтобы оправдать борьбу против Испании за гегемонию в Америке. Когда на Кубе начались военные действия, появились и фильмы, оправдывающие вторжение завоевателей. Особенно значительной была степень фальсификации в фильме “Мужественные всадники” (“Парни что надо!”), поскольку спустя более столетия после этой войны “он представил героем неуклюжего полковника добровольцев, а затем президента Соединенных Штатов”. Теодор Рузвельт получил почетную медаль конгресса, хотя американские военные командиры того времени считали, что он ее не заслужил, объясняет Висенте Буассо. В чем заслуга убить выстрелом в спину убегающего солдата, в отряде которого было в 20 раз меньше людей, чем у нападавших?
Даже самый первый американский фильм в истории был антииспанским!
Два друга, американцы Дж. Стюарт БЛЭКТОН и Альберт Э. СМИТ, в 1897 году сняли фильм, который считается первым военным фильмом в истории. Он назывался “Испанский флаг сорван” и показывал, как опускается испанский и поднимается американский флаг над замком Морро порта Гавана.