Подушевое финансирование школьников РК оказалось в 23 раза ниже уровня развитых стран
Подушевое финансирование школьников Казахстана оказалось в 23 раза ниже уровня развитых стран.
«Первое, учитывая ведущую роль качества человеческого капитала для развития экономики, необходимо кардинально пересмотреть подходы к установлению размера заработной платы учителя, обеспечить ее на уровне средней по стране для начинающего учителя с дальнейшим повышением в зависимости от квалификации и стажа. Второе, результаты PISA-2018 (международной программы по оценке образовательных достижений учащихся – КазТАГ) показывают, что чем больше трат на одного ученика, тем выше качество образования. В Сингапуре, Японии, Финляндии го сударственные расходы на одного ученика составляют $10-14 тыс. в год. В Казахстане подушевое финансирование на одного ученика составляет Т230 тыс. в год, или около $600. Вместе с тем затраты на образование в Казахстане, Украине, Молдове практически одинаковы, однако результаты исследований в двух последних странах гораздо выше, чем у нас», - говорится в депутатском запросе фракции «Народные коммунисты» на имя премьер-министра РК Аскара Мамина, который на пленарном заседании мажилиса в среду зачитала член комитета по финансам и бюджету мажил иса Ирина Смирнова.
По ее словам, одним из индикаторов состояния образования являются результаты независимых международных исследований.
«В декабре 2019 года мы получили результаты исследований PISA-2018. Исследование проводилось Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и дает ответ на вопрос – обладают ли учащиеся знаниями и умениями, необходимыми для полноценного функционирования в современном обществе. Исследовались четыре параметра: грамотность, чтение, математика и компьютерная грамотность. Наша страна заняла 69-е место из 77 участников. Самые высокие баллы у Китая, Сингапура, Эстонии, Канады и Финляндии. Результаты ниже казахстанских только у Грузии, Панамы, Индонезии, Марокко, Ливана, Косово, Доминиканской Республики и Филиппин. Выше нас на 20-30 позиций расположились Россия, Литва, Латвия, Беларусь, Украина и Молдова», - отметила депутат.
Смирнова также заметила, что в это же время пришли результаты другого международного мониторинга, изучающего навыки людей от 16 до 65 лет.
«Исследования также были проведены по читательской, математической грамотности и решению задач в высокотехнологичной среде. По читательской грамотности Казахстан оказался на 34-м месте из 39-и, причем наши 55-, 65-летние показали лучшие результаты, чем группа 16-, 24-летних. Показатели навыков решения задач в высокотехнологичной среде были практически одинаковыми у 25-, 34-летних и 55-, 65-летних. По уровню цифровой грамотности Казахстан оказался на 35-м месте. После нас только Мексика, Турция, Перу и Эквадор. Читательская грамотность наших граждан, имеющих различные уровни образования, мало чем отличаются друг от друга. Это означает, что среднее и высшее образование не дают роста необходимых навыков», - продолжила депутат.
По ее мнению, результаты 2012 года и 2018 года по итогам исследования PISA почти не различаются, то есть роста качества знаний за указанный период времени не произошло.
«Это при том, что уже более 10 лет учащиеся занимаются по новым учебникам и программам, учителя проходят курсы повышения квалификации по новым подходам в сфере образования. Результаты международных исследований вызвали еще больше вопросов по поводу реальности цифровизации в школах, в стране, качеству преподавания и применению новых технологий», - указала Смирнова.
Также она выступила с рядом предложений в адрес министерства образования и науки.
Напомним, 3 декабря министр образования и науки (МОН) РК Асхат Аймагамбетов сообщил, что средний балл Казахстана в рейтинге PISA-2018 по читательской грамотности составил 387 баллов, математической – 423 балла и естественнонаучной – 397 баллов. По его словам, данные показатели власти «ожидали, и они намного ниже среднего по ОЭСР». Он призвал не делать поспешных выводов, «ведь за этими результатами стоят очень много факторов».
4 декабря член комитета по финансам и бюджету мажилиса Ирина Смирнова назвала отговоркой аргументы Аймагамбетова о низком уровне грамотности детей в Казахстане.
«Знаете, ответ министра – это была такая вот отговорка. Не нужно отговаривать что-то, нужно понимать и анализировать что-то», - сказала депутат в кулуарах мажилиса.
По сообщению КазТАГ