Дельфийские тайны
В Уральске больше десятка казахстанских предпринимателей, фотографов и операторов, которые участвовали в организации казахстанских Дельфийских игр, утверждают, что исполнительный директор Национального Дельфийского комитета Сажида САЙТБАЕВА (на верхнем снимке в центре) сбежала и увезла с собой все их гонорары. Речь идет о сумме около 10 млн. тенге. Тем временем, в Комитете Дельфийских игр утверждают, что Сажида Сайтбаева пропала, ее поисками занимается полиция.
X Национальные Дельфийские игры проходили в Уральске с 27 по 29 июня. Для участия в празднике приехало более 500 человек. Расселение, кормежка, трансферы - все это легло на плечи местных предпринимателей. Информационное сопровождение, видеосъемка, фотографирование, судейство - этим занимались местные же фотографы и операторы. И никто из них не получил за свою работу обещанных денег.
Более того, вечером 1 июля по городу поползли слухи, что исполнительный директор Национального Дельфийского комитета Сажида Сайтбаева накануне сняла со счета в банке ЦентрКредит крупную сумму денег и вместе с ней через Астану вылетела в Алматы.
В среду с утра в аэропорту собрались предприниматели и журналисты: в 11 часов должен был вылететь рейс до Астаны, на котором, по некоторым данным, собиралась покинуть Уральск заместитель Сажиды Сайтбаевой, некая Куралай ТУСПИКОВА (на снимке справа). Предприниматели намеревались потребовать у нее объяснений.
- Моему ИП Сажида Сайтбаева должна 600 тысяч тенге, - говорит предприниматель Жемис САРСЕНГАЛИЕВА (на снимке). - Я все эти дни без сна и отдыха вместе с моими девочками пахала в кафе, чтобы накормить участников. А Сажида дала только 200 тысяч наличкой - на закуп продуктов. Остальные, говорит, потом отдам. И на этом все. Всем говорила, что рассчитается 30 числа, и именно с этого дня ее телефон отключен.
- До открытия Дельфийских игр оставался, буквально, день, - говорит директор рекламного агентства "Максимум" Утеген МУХАМБЕТКАЛИЕВ. - Организаторы на нас вышли, попросили сделать все по быстрому. "На счет оплаты, - говорят, - не переживайте. Сейчас времени совсем нет, договор потом составим. Второго мы уезжаем и до этого оплатим". Мы поверили, сделали им баннеры, стикеры, бейджи. 30 июня мы договорились встретиться с Сажидой. Звоним ей, а телефон отключен.
В аналогичной ситуации оказались владельцы еще нескольких городских кафе и ресторанов. По информации Жемис Сарсенгалиевой, комплексу "Айдана", где расположены гостиница и ресторан, организаторы Игр задолжали около 1 млн. 600 тысяч тенге. На такую же примерно сумму "пролетел" ресторан "Олимпус". Однако их владельцы не борются за свои кровные так активно. По словам Жемис, им всем, как и ей неоднократно звонили из Дельфийского комитета с просьбой не поднимать шум. Деньги обещали "как-нибудь выплатить".
- Может быть они такие миллионеры, что за свои деньги не дерутся, а у меня каждая копейка наперечет, - горячится Жемис Абдрахмановна. - Мне людям зарплату заплатить нечем! Я до конца пойду! Уже ничего не боюсь!
Ситуация осложняется тем, что договоры, имеющиеся на руках предпринимателей, фактически ничего из себя не представляют. Их обещали подписать после окончания Дельфийских игр, однако сразу после окончания праздника г-жа Сайтбаева исчезла в неизвестном направлении, оставив расхлебывать уже упомянутую Куралай Туспикову. Когда предприниматели подняли бучу и закатили скандал в западноказахстанском филиале "Нур Отана", именно Куралай Туспикова поставила на их договоры печати и расписалась на них.
Сама Куралай Туспикова, приехав в аэропорт, была крайне немногословна. Она лишь сказала, что все предприниматели получат свои деньги.
- Данный проект в рамках госсоцзаказа, - сказала она журналистам буквально на ходу. - Как только он актируется, так сразу все оплатят.
Между тем, если у общепитовцев есть хоть какие-то документы, то люди творческих профессии - фотографы и операторы не могут похвастать и этим: никаких договоров не составляли.
- Мне и Виктору ПРЕДЫБАЙЛО (на снимке слева) должны были заплатить за судейство, а мне еще и за работу, - говорит фотограф Иван ОЗАРКО (на снимке справа). - Виктору должны 15 тысяч, а мне - около 200. Никаких бумаг никто не составлял. Просто Сажида сказала, чтобы об оплате не беспокоились, все получим наличкой. Это не новость, такое практикуется постоянно. Тем более, Дельфийские Игры, такой масштаб! Поэтому я поверил...
У местного оператора Руслана ситуация еще хуже: во время открытия и на протяжении всех Игр он организовывал видеоподдержку. Для этого пришлось раздобыть специальную аппаратуру, фактически, переносную студию. Кроме этого, Руслан сразу из собственных средств расплатился с пятью операторами, которые работали на празднике. Теперь организаторы должны ему по договоренности 730 тысяч тенге. Однако никаких документов при этом подписано также не было.
За комментариями мы обратились к главе попечительского совета Дельфийских игр Лаврентию БОБРЫШЕВУ.
- Этот конкурс проходит в рамках госзаказа и, соответственно проводится процедура госзакупки. Согласно новому закону предоплата не осуществляется, деньги выплачиваются строго по факту. Своих средств у фестиваля нет. На его счету вообще нет пока никаких денег. Они поступят только после того, как их перечислит МОН. Сейчас Куралай Туспикова (как выяснилось, это директор по развитию Дельфийского движения в Казахстане — З.У.) привезла все акты и договоры в Астану, идет их передача в МОН. Как только все документы будут переданы и соответствующим образом оформлены, всем поставщикам начнут выплачивать деньги.
Что касается операторов, фотографов, кто по каким-то причинам не успел заключить договор, мы будем разбираться с каждым конкретным случаем. Они должны предоставить акты выполненных работ. Без этого выдачи денег не будет, это незаконно. Но я уверяю, что поставщики услуг не будут обижены. Такого в истории Дельфийских Игр еще не было.
Что касается самой Сажиды Сайтбаевой, то она пропала. Она приземлилась в Астане и вышла из самолета. Больше о ней ничего неизвестно. Она никому не звонила, нигде не появлялась. Телефон отключен. Насколько мне известно, у Сажиды при себе было удостоверение личности и практически не было денег. Получилось, что два события наложились друг на друга. Сначала у нас пропал сотрудник, а предприниматели, не сумев дозвониться до нее, начали распространять слухи. Мы обратились с заявлением о пропаже человека в полицию. Этим вопросом занимается ЛОВД на транспорте Есильского ГУВД Астаны.
Ну а те, кто пикетировал аэропорт и распускал слухи о том, что со счетов пропали деньги, мне кажется, когда они получат деньги за свою работу, им неплохо было бы извиниться за свой поступок.
Злата УДОВИЧЕНКО, фото автора и Виктора ПРЕДЫБАЙЛО, Уральск