«Самрук-Қазына»: К устойчивому развитию через научные проекты
Сегодня казахстанская экономика считается одной из самых энергоемких в мире. В свете глобальных тенденций по энергопереходу и стремлению к «чистому нулю», уже в краткосрочной перспективе мы можем столкнуться с проблемами энергоснабжения.
О том, как преодолеть ресурсную зависимость и перейти к углеродной нейтральности, рассказал со-управляющий директор по стратегии, устойчивому развитию и цифровой трансформации АО «Самрук-Қазына» Ернат Бердигулов.
Ернат Кудайбергенович, об устойчивом развитии сейчас трубят из каждого утюга. Все эти новомодные выражения – «углеродная нейтральность», «ESG-политика» – как они связаны с деятельностью Фонда «Самрук-Қазына»?
Будем исходить из того, что ключевые задачи Фонда «Самрук-Қазына» – это долгосрочная устойчивость и повышение эффективности активов. Кроме того, мы поставили себе цель – снизить углеродный след на 10% в течение последующих 10 лет.
Нравится нам это или нет, но развитые страны всерьез настроены перейти на зеленые рельсы. МЭА выпустило отчет «Чистый ноль к 2050 году», в котором говорится, что нужно остановить все новые нефтегазовые проекты. Более 100 банков и фондов по всему миру присоединились к инициативе исключения карбоновых активов из своих портфелей. Не забываем и про трансграничный углеродный налог, который затронет все звенья производственно-сбытовых цепочек.
И что делает в этой ситуации «Самрук-Қазына»?
Мы изучаем системы «зеленого» регулирования и финансирования и включаем ESG-факторы в планирование производственного цикла и хозяйственной деятельности. Все портфельные компании Фонда планируют получать ESG-рейтинги.
Сейчас наша задача – провести глубинный анализ активов и запустить комплексные экспериментальные проекты, такие, как создание банка углеродов, технологии CCUS, подземная газификация.
Довольно жесткое идет давление, даже навязывание своих принципов, вам не кажется? Мы же не можем в один прекрасный день закрыть все угольные станции и объявить углеродную нейтральность!
Вы правы, жесткость и безапелляционность методов сторонников ВИЭ вызывает разногласия даже внутри лагеря «зеленых». Разделение энергетического сектора на «хорошие» и «плохие» компании – с моей точки зрения, не самый удачный подход. На кону стоит судьба сотен миллионов людей, бюджетов целых государств, которые рискуют остаться за границами устойчивого финансирования.
Мы в «Самрук-Қазына» осознаем, что задачи по энергопереходу стоят сложные и спорные. Поэтому Фонд анализирует мировую практику с помощью научного подхода. Наша цель – отпилотировать различные варианты сценариев для снижения рисков энергоперехода.
Мы решили пойти наиболее безопасным путем и изучить опыт других стран, например, Великобритании, которая движется к «зеленой» экономике более 13 лет и сумела снизить выбросы на 30%. Но сейчас там начался газовый кризис, и это один из подводных камней энергоперехода, который Фонд учитывает в системе своих знаний.
При первичном анализе мы удостоверились, что экспериментальный подход и использование науки как драйвера данного процесса – самый реалистичный путь.
А конкретнее – как именно мы придем к устойчивому развитию с помощью научных разработок?
Фонд «Самрук-Қазына» запускает пилотные проекты, 90 % которых разработки и инновации по внедрению «зеленых» технологий.
К примеру, у нас есть пилотный проект с Институтом гидрогеологии и геоэкологии по рациональному использованию промышленных подземных вод, в частности, нефтяных солевых рассолов. Ученые выяснили, что в них содержится большое количество лития, и разработали технологию добычи этого ценного металла. Хотел бы отметить, что литий в чистом виде в Казахстане почти отсутствует, при этом он является одним из основных элементов в «зеленых» технологиях, мы планируем обеспечить потребность в литии для проектов устойчивого развития. В целом почти все наши пилоты включают экологически устойчивые энергетические решения.
Значит, инвестиции в НИОКР помогут нашей стране избавиться от так называемого «ресурсного проклятия»?
Одна из причин голландской болезни связана с экспортом сырья, когда государство получает основные доходы от производств с малым мультипликатором.
Фонд «Самрук-Қазына» как раз нацелен инвестировать в переработку и новые технологии, причем речь идет о долгосрочных инвестициях, в которых так нуждается обрабатывающая промышленность, сфера импортозамещения и инноваций.
Инвестиции в научные разработки – это не только создание системы знаний, парка собственных технологий и развитие отечественных кадров, но и повышение стоимости стратегических активов, что в результате приведет к устойчивому развитию реальных секторов экономики и нашей страны в целом.
Сергей Садыков, Нур-Султан

