2387

Алкобизнес выведут на чистую воду

Цифровая маркировка алкоголя позволит защитить потребителей от контрафактной и фальсифицированной продукции, уверены эксперты и участники рынка. Начать маркировать алкоголь, реализуемый на территории РК, планируют в первой половине 2022 года.

Алкобизнес выведут на чистую воду
Фото Владимира ЗАИКИНА.

Проект цифровой маркировки реализуется на территории пяти стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

В России с момента ввода маркировки алкогольной продукции показатели производства за короткий период выросли в 4 раза. Понятно, что дело не в росте объемов производства, а во внедрении тотального цифрового учета. Благодаря новым технологиям многократно увеличились и поступления в федеральный бюджет.

25 млрд мимо бюджета

От контрафакта и фальсификата страдают все, утверждает президент Ассоциации «КазАлкоТабак»Амиржан Калиев:

- Под ударом здоровье нации, поскольку контрафакт может оказаться суррогатом. Ведь «палёный» алкоголь никто не контролирует на предмет его качества и безопасности. И в любой момент здоровье наших потребителей может оказаться заложником дешевых, но опасных напитков. Кроме того, контрафакт – это упущенная выгода для добросовестных производителей и импортеров, поскольку «неучтенка» всегда дешевле: с нее же не платят акцизы и налоги. Наконец, «левый» алкоголь – это еще и удар по национальной экономике, которая недополучает огромные суммы в бюджет – до 25 млрд тенге ежегодно!

О том, что на рынке далеко не все благополучно, красноречиво говорят цифры. Так, в 2013 году, по данным Ассоциации, в республике16 ликероводочных и спиртовых заводов произвели 46 млн литровводки (а это самый крупный сегмент алкорынка), на импорт пришлось 14-15% объема рынка. В 2019 году, если верить статистике, рынок просел: в стране произвели менее 20 млн литровводки при том же количествеввозимой продукции. Таким образом,официальныеобъемыпроизводства упали более чем в 2 раза. При этом, уверены эксперты, казахстанцы пить меньше не стали. Вывод напрашивается сам собой: свыше половины алкоголя производят в подпольных цехах, уводя бизнес от налогов, продукцию – от контроля за качеством и играя в заведомо неравных условиях с добросовестными производителями.

Цифровая защита от контрафакта

Потребители имеют право на осознанный выбор продукции, и такой возможностью их необходимо обеспечить. О таких правах потребителей в отношении алкогольной продукции говорят на самых высоких уровнях, в том числе и эксперты ВОЗ. Одним из эффективных инструментов повышения осведомленности о продукте является цифровая маркировка с помощью двумерного кода DataMatrix.

Казахстанские производители также считают, что имеют право работать в равных условиях с конкурентами. Но приходится признавать, что серый рынок наступает им на пятки, мешая развиваться бизнесу. В торговые точки под отечественными брендами часто заходит поддельная продукция, которая благодаря дешевизне устраивает и продавца, и покупателя. Но – рано или поздно оказывается в поле зрения региональных подразделений экономических расследований.

- Нас часто вызывают и спрашивают: определите, ваша водка или нет, –сообщилЭльмурат Балтабаев, директор ТОО «Натур Продукт». – И в какой-то момент нам надоело доказывать, что вот это – подделки, а вот это – наша продукция. И мы ввели маркировку внутри предприятия самостоятельно.

Начиная с 2018 года, на акмолинском предприятии в общей сложности 5-6 млн бутылок прошли полноценную маркировку двумерным кодом. Таким образом, здесь удалось навести порядок с учетомвыпускаемой продукции, дать отпор контрафакту. Отечественный производитель пошел дальше: после ввода маркировки бутылокздесь начали наносить цифровой код на коробки с продукцией, есть возможность маркировать даже паллеты.

- Нам это надо было самим, и мы это сделали, не дожидаясь введения обязательной маркировки по всей стране, – сказал руководитель компании. – Сейчас начинаются разговоры среди коллег по цеху: мы к этому не готовы, слишком рано… Всегда можно найти отговорки вместо того, чтобы внедрять новое и наводить порядок на своей территории и в своем бизнесе.

Управляющий директор Центра развития цифровой экономики ОлжасБектуров считает, что после введения обязательной цифровой маркировки в следующем году поддельной продукциибез двумерного кода будет очень сложно поступить в продажу:

- Информация о каждой бутылке будет вноситься в специальную Информационную систему маркировки и прослеживаемости товаров для получения DataMatrix кода. Данный код благодаря криптозащите нельзя подделать. Так мы сможем защитить потребителя от суррогатной продукции.

Алкогольная продукция может стать в Казахстане четвертой товарной группой, включенной в межнациональный проект ЕАЭС обязательной цифровой маркировки. И цифровой учет позволит навести порядок в отрасли, обелить рынок, защитить собственных потребителей и производителей от контрафакта.

Оксана ТРОФИМОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть

Свежее