6853

Прямая дорога в Европу

В Экибастузе запускается новое предприятие, изделия которого позволят экономить нашим железнодорожникам миллиарды тенге

Прямая дорога в Европу

Для большинства жителей планеты пластик кажется не таким уж прочным материалом, да никто раньше и не предполагал, что из него можно производить железнодорожные изделия, где даже самый прочный металл гнется и ломается. 

Но современные технологии теперь позволяют заменять железо на полиуретановые изделия, которые имеют ресурс износа до миллиарда тонн. Это не фантастика и для наших железных дорог. С 1 июля этого года в Экибастузе начнется массовое производство пластиковых элементов рельсового скрепления. Новый завод - ТОО “R.W.S. Binding” - входит в пятерку крупных предприятий железнодорожного кластера в Павлодарском регионе.

Экибастузский конгломерат предприятий, созданных с нуля за последние девять лет, включает пять машиностроительных компаний: ТОО “Проммашкомплект” - производство цельнокатаных колес для железнодорожного транспорта; ТОО “R.W.S. Wheelset” - выпуск железнодорожных осей, формирование и сборка колесных пар; ТОО “ПРОММАШ.KZ” - производство стрелочной продукции; ТОО “R.W.S. Binding” - производство элементов рельсового скрепления; ТОО “R.W.S. Concrete” - выпуск железобетонных брусьев и шпал. Координацией всех работ по созданию этих предприятий занималась консалтинговая компания Railways Systems KZ.

Новые и построенные по самым современным технологиям заводы выпускают все необходимое для железнодорожных путей и вагонов. При этом сами изделия имеют огромный запас прочности и большой срок эксплуатации. Те же полиуретановые изделия нового предприятия, которые предназначены для прикрепления рельсов к шпалам, могут служить до 10 лет, и не надо производить ремонт и замену каждый год, что сейчас делается на наших дорогах, где применяются технологии еще с советских времен. Тем более АО “НК “КТЖ” уже испытало производимое Экибастузским заводом, оборудование несколько стрелочных комплексов с установленными там новыми материалами в качестве пилотного проекта ранее прошли все испытания на отлично. И сейчас готовится большой контракт на поставку более 500 таких стрелочных переводов для казахстанских магистралей, хотя коронавирус и последовавший экономический кризис отсрочили многие планы.

- Естественно, мы, как и вся страна, переживаем этот коронакризис, - рассказывает основатель ТОО “Проммашкомплект” Сергей ПАВЛИНГЕР. - Был и простой, и убытки, и сложности. Но сейчас все налаживается. Заключаем контракты, выполняем обязательства. Только неделю назад к нам на завод приезжал премьер-министр страны Аскар МАМИН. Увидел, какие технологии мы уже освоили и какие объемы заказов готовы выполнять. Потребность казахстанского рынка в нашей продукции мы в состоянии закрыть и имеем большой потенциал для выхода на другие рынки. Уже работали с Белоруссией, Молдовой, Азербайджаном. Сейчас активно сотрудничаем с российскими предприятиями. Наши партнеры остались довольны не только качеством, но и вполне конкурентной ценой.

Уникальным среди машиностроителей называют и производство железнодорожных колес. Почему именно так? Да потому, что такую технологию, которую установили на этом предприятии, еще не внедрили в постсоветских и даже в ряде европейских стран. На сравнительно небольшой площади завода смонтированы немецкие роботы, которые в течение нескольких минут превращают кусок стали в колесо. При этом весь процесс ведется без физического участия человека, компьютерная программа позволяет отслеживать и готовить изделие с точностью до микронов. Со стороны смотрится, как в фантастических фильмах про роботов-трансформеров. Операторы завода находятся за пультами управления и отслеживают все на мониторах. Мощность предприятия сейчас составляет 200 тыс. колес в год, но уже к концу года после расширения линий мощность возрастет до 300 тыс. единиц в год. При этом технология позволяет производить колеса на все виды железнодорожного транспорта: от вагонов метро до высокоскоростных пассажирских поездов.

Если учитывать, что потребность казахстанских железнодорожных предприятий в год составляет до 40-50 тыс. колес, то основная часть продукции может поставляться на внешние рынки, в том числе в Россию. Но как только в прошлом году из-за политических разногласий Российская Федерация отказалась от продукции с Украины и всем стало ясно, что казахстанское предприятие имеет шанс восполнить этот объем, сразу же начались нападки от якобы конкурентов в сторону экибастузского производителя.

- Да, с прошлого года российская пресса и казахстанские СМИ стали писать о том, что мы провалили государственную программу инновационного развития, - продолжает Сергей Павлингер. - Мол, наши предприятия не справляются и не могут наладить производство колес и другой техники. Но мы как¬то не привыкли о себе рассказывать и хвалиться. За нас это делают наша работа и наша продукция. Мы продолжаем работать и развиваться. Все производства идут по задуманному плану, строим еще два завода, расширяемся. Все обязательства и кредиты закрываются строго по графику. Займы банкам выплачены. Наша технология позволяет конкурировать и на европейском рынке, вопрос только в получении сертификатов. Работа в этом направлении тоже ведется.

С момента основания в 2012 году предприятий железнодорожного кластера в Экибастузе общие инвестиции составили более 110 млрд тенге как от частных инвесторов, так и по государственной программе форсированного индустриально-инновационного развития. Помимо железнодорожных колес производятся 300 тыс. железобетонных шпал, 42 тыс. железнодорожных осей, 20 тыс. колесных пар, 850 комплектов стрелочного бруса, 3 млн комплектов пластиковых элементов рельсового скрепления, 4,5 тыс. условных единиц стрелочной продукции. Понятно, что с самого начала проекты были нацелены на экспорт продукции. И поэтому экибастузским машиностроителям приходится уже толкаться локтями на рынке, стараясь завоевать себе место под солнцем. Для этого планируется 28-29 июня интересное мероприятие. ТОО “Проммашкомплект” проведет международную конференцию организации “Некоммерческое партнерство “Объединение производителей железнодорожной техники” в Нур-Султане. Участниками события станут 48 гостей. Это производители и потребители продукции железнодорожной отрасли. Будет организована и поездка участников в Экибастуз для знакомства с железнодорожным кластером. Там же планируется презентовать еще один проект кузнечно¬бандажного комплекса ТОО “Railcast Systems”, запуск которого ожидается в 2024 году. Это производство бандажа для локомотивов всех видов, объем инвестиций составляет более 70 млрд тенге. Так что есть еще несколько поводов для того, чтобы гордиться небольшим, но с огромным потенциалом городом Экибастузом.

Аскар ДЖАЛДИНОВ, фото пресс-службы ТОО “Проммашкомплект”, Экибастуз - Нур-Султан

Поделиться
Класснуть