12772

Время реформ

Даурен БИМОВ, глава "КТЖ-Грузовые перевозки": топ-30 проектов изменят грузовые железнодорожные перевозки

Время реформ

Несмотря на пандемию COVID-19, ставшую серьезным испытанием для экономики страны, железнодорожные грузовые перевозки завершили год в плюсе. Работа не останавливалась даже в период ЧС. Сегодня перед грузовыми перевозками стоит масштабная задача по переходу к новой модели работы, для этого корректируются планы, реализуются мероприятия, направленные на то, чтобы услуги железной дороги стали более эффективными и конкурентоспособными.


О том, какие новшества планируется реализовать в 2021 году, рассказал заместитель председателя правления по грузовому движению АО "НК "ҚТЖ" - генеральный директор ТОО "КТЖ-Грузовые перевозки" Даурен​ Бимов.

- Даурен Оралсынович, железная дорога в любой стране - это лакмусовая бумажка экономики. Если идет спад или, наоборот, рост, это отражается на объемах перевозок. Отразилась ли эпидемиологическая обстановка на объемах железнодорожных грузовых перевозок? С какими итогами завершили 2020 год?

- Несмотря на распространение пандемии коронавируса и введение в стране чрезвычайного положения, в 2020 году грузовые железнодорожные перевозки осуществлялись в штатном режиме. В отличие от пассажирского движения, грузовые перевозки не прерывались. Поэтому мы смогли достичь хороших результатов. В 2020 году перевезено железнодорожным транспортом свыше 256,5 млн тонн грузов, что на 1,4 млн тонн больше, чем в предыдущем году.

Драйверами роста грузовых перевозок стали каменный уголь, железная руда, черные металлы, цветная руда. Национальный перевозчик грузов выполнил планы по транспортировке социально значимых грузов, таких как зерно и уголь. В 2020 году погружено 103,2 млн тонн каменного угля, что на 700 тыс. тонн выше показателя 2019 года. В том числе в адрес коммунально-бытовых предприятий и для населения страны доставлено свыше 73 млн тонн. На экспорт отправлено 30 млн тонн твердого топлива, что на 3% выше уровня предыдущего года. Свыше 9,2 млн тонн зерна нового урожая перевезено в 2020 году, в том числе 6,7 млн тонн - на экспорт. Казахстанское зерно доставлялось в Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан, Кыргызстан, Афганистан, Китай, Россию. В международных железнодорожных сообщениях наблюдался рост объема перевозок, в том числе с Китаем.

По итогам 2020 года эксплуатационный грузооборот составил более 236 млрд т/км нетто, что на 4% выше уровня 2019 года и является абсолютным рекордом за последние 10 лет.

Надёжность, эффективность, автоматизация

- Какие проекты сейчас для вас в приоритете и как их вы намерены развивать в сегодняшних условиях?

- В ТОО "КТЖ-Грузовые перевозки" разработан топ-30 инициатив (10 проектов и 20 ключевых задач) на 2021 год, направленные на глобальную трансформацию грузовых железнодорожных перевозок по пяти стратегическим секторам развития: клиентоориентированность, конкурентоспособность, систематизация, цифровизация и повышение доходности (эффективности).

 В рамках инициированных проектов будут внедрены современные стандарты обслуживания клиентов и передовые IT-технологии, оптимизированы и автоматизированы бизнес-процессы организации перевозок, сокращена себестоимость и исключены убыточные участки и т.д.

Сегодня для нас важно в центральном аппарате и филиалах организовать работу, нацеленную на высокие результаты. Большое внимание будет уделено вопросу систематизации технологических процессов. Уменьшится время на достижение поставленных задач, налаживание взаимодействия между основными подразделениями и вспомогательными службами, исключение дублирования функций подразделений. Будет разработана оптимальная структура организации с усилением блока маркетинга, IT, способная успешно работать в условиях  конкурентной среды в секторе грузовых перевозок.

Ключевым трендом развития станет цифровизация. Информационные технологии повысят скорость и достоверность обработки данных, минимизируют человеческий фактор, повысят производительность.

В целом все эти шаги направлены на рост эффективности и доходности предприятия. По предварительным подсчетам, экономический эффект от реализации данных топ-30 инициатив составит более 50 млрд тенге.

Для воплощения в жизнь проектов требуется сплоченность и вовлеченность каждого работника коллектива.

В рамках топ-30 инициатив планируется максимально эффективно организовать работу структурных подразделений, которые станут образцовыми, с дальнейшим применением эталонного примера на других структурах. Среди них локомотивных депо Семей, Оскемен, вагонные депо Алматы, Атырау и отделения дорог Шымкент, Костанай. Образцовое предприятие - это прежде всего образцовое по показателям. Главным показателем на ж/д транспорте является охрана труда и техника безопасности, на что необходимо уделять особое внимание. Касательно производственных показателей в рамках проектов "образцовые предприятия" будут внедрены лучшие передовые технологии, отработаны каждые отдельные участки производства, сокращены издержки и оптимизированы технологические процессы. Базовые требования к образцовым структурам станут надежность, эффективность, автоматизация. В отделениях дорог повысится эффективность перевозочной деятельности и грузовой коммерческой работы.

Отбор структур для участия в периметре проектов был произведен с учетом их географического расположения для максимального и одновременного задействования всех регионов Казахстана, а также для участия в одном проекте не менее двух предприятий для обеспечения принципа состязательности.

Успешный опыт развития образцового подразделения будет тиражироваться на другие депо, отделения дорог.

Работа на результат

- Какие будут приняты меры по сокращению удельного расхода топливно-энергетических ресурсов (ТЭР)?

- В условиях роста стоимости энергоресурсов задача по их экономии для нас важная и актуальная. Наиболее энергозатратной статьей бюджета являются расходы ТЭР на тягу поездов. Структурные подразделения ТОО "КТЖ-Грузовые перевозки" имеют потенциал для дальнейшего снижения расхода топливно-энергетических ресурсов.

Меры по снижению энергоемкости позволили в 2020 году сократить удельный расход топливно-энергетических ресурсов более чем на 11 тыс. тонн. Важной задачей на этот год является повышение эффективности внедряемых мероприятий в рамках бережливого производства, реализация проектов по удлинению плеч обслуживания, сокращение малодеятельных участков, порожних пробегов. Еще одним значительным резервом экономии является выработка мер для исключения несанкционированного слива ТЭР и контроль процесса экипировки локомотивов.

- Каких еще изменений можно ожидать в ближайшем будущем?

- В рамках программы цифровой трансформации АО "НК "Қазақстан темір жолы" запустило пилотный полигон в Актобе "Центр управления движением поездов", который объединил диспетчерские центры пяти отделений магистральной сети - Актобе, Атырау, Мангистау, Уральска, Кызылорды.  Автоматизация процесса управления перевозками внесет весомый вклад в развитие железной дороги.

Центр управления движением поездов реализуется в три этапа. К июлю 2021 года планируется перейти ко второму этапу. Процесс будет завершен в 2022 году.

Создание регионального центра управления движением поездов обеспечит централизованный контроль поездного положения и управление движением поездов с отображением всех данных на едином "коллективном табло". В результате процесс передачи и получения информации о показаниях светофоров, стрелочных переводов, приближения поезда будет автоматизирован. Реализация пилотного полигона позволит увеличить маршрутную скорость транзитных поездов, гарантийные плечи локомотивов и вагонов, а также оптимизировать диспетчерские круги.

Маски и дистанция

- Из-за распространения пандемии офисные работники ТОО перешли на дистанционный формат работы. Насколько он эффективен? Сохранится ли такой режим работы в будущем?

- На железной дороге принимаются профилактические антиковидные меры  защиты жизни и здоровья работников. Офисные сотрудники центрального аппарата ниже уровня директора департамента, отделений дорог, станций, депо переведены на дистанционную форму работы.

Для исключения заражения коронавирусной инфекцией железнодорожники обеспечены медицинскими масками, одноразовыми перчатки и тепловизорами. Во всех административных зданиях усилен санитарно-дезинфекционный режим. Совещания, технические занятия проводятся в режиме онлайн.

При приеме грузовых поездов по межгосударственным стыковым пунктам и пограничным переходам максимально исключены контакты железнодорожников, соблюдаются санитарные требования.

В рамках топ-30 инициатив планируется внедрить в пилотном режиме проект "ГП-онлайн (back office)" - "Полная дистанционная работа центрального аппарата". Это позволит обезопасить наших работников и дополнительно оптимизировать расходы на офисные помещения, аренду автомобилей, канцелярские товары, связь и интернет.

Сергей САДЫКОВ, Нур-Султан

Поделиться
Класснуть

Свежее