В Алматы зарегистрировано 235 ОСИ и выбрано порядка 325 простых товариществ
В начале года вступил в силу закон по вопросам жилищно-коммунального хозяйства. Так, горожане вместо КСК обязаны выбрать новую форму управления объектом кондоминиума — объединение собственников имущества (ОСИ) или простое товарищество многоквартирного дома. Как эта работа продвигается в Алматы на брифинге РСК рассказал и.о заместителя руководителя Управления жилищной политики города Алматы Жандос Кайырханов.
Поправки в действующее законодательство введены в действие 7 января 2020 года, а подзаконные акты были утверждены в март-апрель месяцев 2020 года. В этой связи, Управлением жилищной политики, совместно с районными акиматами, сформированы мобильные группы для консультации и участия в собраниях собственников по переходу на новые формы управления.
Так, внесенными поправками предусмотрена новая форма некоммерческой организации «объединение собственников имущества» по принципу «один дом – одно объединение – один счет», который предусматривает индивидуальный подход по управлению каждым домом, а также позволит жителям накапливать средства на содержание только своего дома с возможностью мониторить поступления денег и их расходование.
Вместе с тем, в связи с введенным ЧП на территории Республики Казахстан, а также введения последующих ограничительных мер на территории города, запрещающие проведение массовых мероприятий, в т.ч. собраний, обеспечить своевременную реализацию внесенных поправок не представилось возможным.
Постановлением Главного государственного санитарного врача города Алматы от 31.08.2020 года №59 «О внесении изменений в постановление Главного государственного санитарного врача города Алматы от 15.08.2020 г. №56», разрешено проведение совещаний (заседаний) в очном режиме (при отсутствии возможности их проведения в дистанционном формате).
В этой связи, в сентябре 2020 года акимами районов актуализированы графики проведения собраний собственников квартир, нежилых помещений.
На сегодняшний день, мобильными группами проведено порядка 2 400 собраний с охватом 6 700 МЖД, на сегодняшний день зарегистрировано 235 ОСИ и выбрано порядка 325 ПТ как новая форма управления.
*****
Преимущества новых форм от КСК
Основным преимуществом ОСИ, ПТ является непосредственное участие собственников в управлении своим домом. Если ранее, действующие органы управления в лице КСК, ПК, ПКСК, ТОО и т.д., которые одновременно управляют несколькими домами и имеют один счет на все дома, выступают как заказчиком так и подрядчиком услуг по содержанию дома, будут заменены Советом дома (состоящим не менее чем из трех собственников), ежемесячно отчитывается перед жителями.
При этом Собрание собственников остается высшим органом с правом делегирования некоторых функций Совету дома, т.е. отпадает необходимость проведения общих собраний, письменного опроса всех жителей (выбор и смена формы управления, принятие решения о выборе управляющего, управляющей компании, заключении договора на 1 год, а также его изменении или расторжении). *****
Алгоритм создания ОСИ предусматривает, что жители в явочном порядке могут проводить собрание собственников квартир, нежилых помещений, в ходе которых принимается решение по выбору формы управления ОСИ или же ПТ. При этом, для принятия решения необходимо участие более половины собственников от общего числа и большинством голосов участвующих принимается решение, то есть не менее 26%.
«В настоящее время, с учетом непростой эпидемиологической ситуации, горожанам было рекомендовано переходить на письменный опрос, и проводить обсуждения посредством социальных сетей и мессенджеров»
*****
Какие именно обязанности у ОСИ? Что жильцы вправе требовать?
Основными функциями председателя ОСИ является:
1) государственную регистрацию объединения собственников имущества в органах юстиции;
2) формирование списка собственников квартир, нежилых помещений и заключение с ними договоров об оказании услуг по управлению объектом кондоминиума и содержанию общего имущества объекта кондоминиума;
3) организацию исполнения решений собрания и совета дома;
4) размещение в общедоступных местах информации о принятых собранием и советом дома решениях;
5) открытие текущего и сберегательного счетов в банках второго уровня;
6) заключение и исполнение договоров об оказании услуг с субъектами сервисной деятельности;
7) заключение договоров об оказании коммунальных услуг на содержание общего имущества объекта кондоминиума с организациями, предоставляющими коммунальные услуги, и по их оплате;
8) мониторинг внесения собственниками квартир, нежилых помещений денег на управление объектом кондоминиума и содержание общего имущества объекта кондоминиума;
9) представление совету дома ежемесячного и годового отчетов по управлению объектом кондоминиума и содержанию общего имущества объекта кондоминиума;
10) выполнение иных функций, связанных с управлением объектом кондоминиума и содержанием общего имущества объекта кондоминиума.
*****
Государственный контроль в сфере управления жилищным фондом проводится Жилищной инспекцией в соответствии с Законом и Предпринимательским Кодексом РК.
Жилищная инспекция проверяет органы управления по проверочному листу, который охватывает следующие вопросы:
1) наличие договора с субъектом сервисной деятельности;
2) наличие регистрации объекта кондоминиума;
3) наличие сметы расходов на содержание жилья;
4) наличие сберегательных и текущих счетов;
5) наличие ежемесячного и годового отчетов;
6) наличие документов о проведении плановых осмотров технического состояния конструкций и инженерного оборудования;
7) наличие документов о выполнении работ по дезинсекции, дератизации подвальных помещений и других мест общего пользования;
8) соблюдение сроков полномочий правления кооператива;
9) наличие неисправности в системах центрального отопления, водоснабжения, электроснабжения общего имущества;
10) наличие договора управления объектом кондоминиума соответствующего типовой форме;
11) соответствие протоколов собрания собственников Типовому протоколу;
12) наличие безбарьерной среды (входная группа) для маломобильных групп населения.
В этой связи, для принятия мер и проведения проверки в отношении органа управления, а также при наличии нарушений по вышеперечисленным пунктам проверочного листа, жителям необходимо обратиться в Управление жилищной политики города Алматы с указанием конкретных фактов и доводов с приложением всех подтверждающих материалов.

