Рисковая компания
Несмотря на тяжелый кризис в стране, АО «ФНБ «Самрук-Казына» решило выплатить своему единственному акционеру дивиденды в этом году в размере 120 млрд тенге. Это в 10 раз больше, чем три года назад даже.
Хотя по логике во всем мире большинство крупных корпораций и национальных компаний терпят крах. Нашему же главному фонду удается сохранять стабильность, не сокращать сотрудников и даже зарабатывать. Однако еще весной этого года руководство холдинга прогнозировало возможные серьезные проблемы.
Хоть и коротким был онлайн-брифинг управляющего директора по правовому сопровождению и рискам фонда «Самрук-Казына» Андрея КРАВЧЕНКО, но оказался очень информативным. Здесь бы еще заметил, что в последние годы менеджмент холдинга стал более открытым и откровенно делится всей информацией. Как ранее было сказано, спикер подтвердил, что фонд выплатит те самые 120 млрд тенге государству. Притом что чистый доход группы компаний по итогам I полугодия 2020 года составил порядка 212 млрд тенге, а по плану ожидался убыток в 150 млрд тенге. Консолидированная чистая прибыль фонда со всеми нацкомпаниями по итогам нынешнего года ожидается на уровне 421 млрд тенге, что в 1,5 раза больше запланированного. Надеемся, что так и будет. Уверенно-то просто так не заявляли бы сегодня.
Андрей Кравченко еще раз напомнил, что пандемия является причиной снижения объемов доходов отдельных нацкомпаний, поэтому была проведена масштабная оптимизация расходов.
- Даже при этом положительном сценарии ряд рисков остается значимым для нас. Как, например, ценовой риск, риск уменьшения цен на товары и услуги и в первую очередь ценой на нефть. Ее изменения сами по себе являются триггерами для многих других рисков. Наблюдатели видят, что динамика цены на нефть сейчас положительная, но с повестки дня мы это не снимаем в силу неопределенности эпидемиологической ситуации до конца года и такой неопределенностью в мировой экономике, - сказал Андрей Кравченко.
Всего же риск-менеджеры фонда определили 26 рисков, из них 11 имеют реальную угрозу. Одними из таких являются пандемия и нестабильность цен на нефть, которые серьезно влияют на курс национальной валюты, поэтому-то и проводится своеобразная терапия нацкомпаний. В качестве примера спикер приводит работу по исправлению ситуации с АО «НК «КТЖ». С национальной железнодорожной компанией была проведена работа по рефинансированию валютного долга и снижению долга в «твердой» валюте на 217 млн долларов за счет рублевого займа. Кроме того, перевели в тенге свои долги в иностранной валюте Экибастузская ГРЭС2 и АО «Эйр Астана». Общая сумма этих изменений по двум компаниям составила более 120 млрд тенге. Таким образом был снижен риск убытков в миллиарды тенге.
Откровенничал Андрей Кравченко и дальше. Руководство фонда самостоятельно еще анализирует положения банковского сектора и отдельных банков, которые обслуживают группу компаний, чтобы, не дай бог, не нарваться на такую же историю, как с Астана банком.
В списке рисков сохранялись риски изъятия активов в результате судебных разбирательств за рубежом. Для фонда хорошо закончилась история ареста доли акций турецкого Шекербанка на сумму 38 млн долларов. Один из турецкоподданных бизнесменов, судясь с нашей страной решил, таким образом забрать себе долю в банке. Но все разрешилось, и фонд сохранил там свои активы. Было, кстати, упомянуто об еще одном деле. 6 августа 2020 года окружной суд Южного округа Нью-Йорка вынес решение в пользу «Самрук-Казына» в споре с группой истцов, где необоснованно предъявлялись претензии на сумму 20 млн долларов.
Здесь, правда, Андрей Кравченко еще похвалился тем, что фонд имеет диверсифицированный портфель активов, что увеличивает уверенность в стабильности бизнеса даже при самых неблагоприятных условиях кризиса. То есть яйца, они же активы и деньги, не лежат в одной корзине, а имеют различные формы и содержатся в разных местах. Это позволяет стабильно развивать бизнес.
Впрочем, если кому-то пандемия серьезно повредила дела, то у некоторых бизнес, наоборот, стал развиваться. В группе компаний нашлись и такие предприятия. С учетом того, что большая часть казахстанцев перешла на удаленный вид работы, у АО «Самрук-Энерго» стала расти прибыль. Все же дома и электричество расходуют больше. Другой нацоператор - АО «Казахтелеком» тоже стал хорошо зарабатывать. Вырос спрос на услуги по доступу в интернет и другие онлайн сервисы на 2-3 процента, а в сельской местности вообще на 6 процентов. Если учитывать и то, что учебный год тоже начнется с «удаленки», то рост ожидается еще больше. АО «НК «Казатомпром» улучшил в этом году свое состояние благодаря положительной динамике роста цены на уран. К тому же акции самой компании торгуются на мировых биржах.
Но был в сообщении Кравченко один весьма спорный момент. Речь идет о состоянии пассажирских перевозок. Понятно, что большие потери понесла компания КТЖ. Но там перевозки субсидировались за счет государства. А вот для мировой авиации произошло самое жестокое падение за все годы существования. Согласно данным Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), спрос на пассажирские авиаперевозки за I полугодие 2020 года снизился на 58 процентов, а отраслевой коэффициент загрузки снизился на 51 процент в сравнении с 2019 годом.
Поэтому мы и спросили риск-менеджера фонда, в связи с такой ситуацией не легче ли и дешевле обанкротить АО «Эйр Астана», ведь содержать ее просто нереально. Но Кравченко ответил, что там приняты все необходимые меры, также сохраняются рабочие места, есть стабильность и запас прочности. И пока не требуется какой-либо дополнительной финансовой помощи со стороны государства или фонда.
И при этом то же АО Qazaq Air продолжает активно развивать межрегиональную сеть авиамаршрутов. Рейсы открыты не только между мегаполисами Алматы и Нур-Султаном и другими регионами, но и областные центры теперь напрямую связаны маршрутами, что, естественно, будет сказываться на экономической активности населения.
В целом же Андрей Кравченко подчеркивает, что в группе компаний фонда сохраняется стабильность и есть уверенность в развитии бизнеса. Кроме того, самочувствие коллективов нацкомпаний на должном оптимистичном уровне. Было даже проведено исследование 38 тысяч работников, которое это показало. На самом-то деле каждый работник компании понимает, насколько тяжело сейчас всему Казахстану и теперь каждое рабочее место на вес золота. К тому же зарплаты выдаются вовремя.
Аскар ДЖАЛДИНОВ, Нур-Султан