Маркировка товаров – новые возможности
Как не отравиться некачественными продуктами или напитками? Как убедиться, что обувь или одежда сделаны европейским брендом, а не в подпольном цеху? Как убедиться в качестве лекарств? Эти и многие другие проблемы решает маркировка товаров в системе Data Matrix. Очень скоро вы скачаете мобильное приложение и будете вооружены не хуже профессиональных экспертов!
Как это выглядит на практике: двухмерный код наносится на каждую партию или единицу товара на заводе-изготовителе. Эта маркировка позволяет проследить весь путь от дистрибьютора до конечного потребителя. Благодаря приложению на смартфонах (оно совсем скоро будет доступно всем нам) и представители налоговых органов, и, что самое важное, потребители смогут получить исчерпывающую информацию о производителе товара, номере партии, пересечении таможенных границ, уплате всех необходимых таможенных сборов. То есть увидеть своеобразное удостоверение личности любого товара.
На самом деле именно профессиональная необходимость заставляла в течение почти двадцати лет идти к этой системе. Еще в 2000 году теперь уже бывший министр государственных доходов Зейнулла Какимжанов указал на необходимость борьбы с контрабандой контрафактной продукции. Долгое время информатизацию системы оптовой и розничной торговли тормозило отсутствие контрольно-кассовых аппаратов с передачей данных в режиме онлайн. Без них попытки отследить процесс движения товаров в стране были бесполезны. Сегодня терминалы ККМ установлены в каждом продуктовом магазине.
За это время государство понесло огромные потери как в экономическом плане, так и… людьми. Кто может подсчитать, сколько граждан Казахстана отравилось некачественными продуктами и спиртными напитками? И кто компенсирует эти потери родным и близким? Сколько раз мы жалели, что потратили деньги на некачественную одежду или обувь, доверившись словам продавцов.
- На самом деле это очень полезная система абсолютно для всех сторон, - уверен исполнительный директор Ассоциации торговых предприятий Казахстана Ермек РАХМЕТОВ. – Она позволяет казахстанским производителям беспрепятственно продвигать свою продукцию на рынки ЕАЭС, она защищает бренды и разработки от подделок. Государству такая маркировка обеспечивает прозрачность финансовых потоков, легко отслеживать перемещение товаров и бороться с контрабандой. Ну а потребителю система гарантирует качество.
По информации Министерства финансов РК, таможенники Казахстана ежегодно пресекают свыше 5000 фактов контрабанды. Страдают целые отрасли. Представители ассоциаций легкой промышленности неоднократно говорили, что невозможно развивать бизнес, когда внутренний рынок страны наполняют недобросовестные конкуренты из Китая, Турции, Узбекистана и некоторых стран ЕАЭС. Еще сильнее страдают производители фармацевтических средств.

Давайте обратим внимание на такой факт: соседняя Россия первой столкнулась с подобной экономической угрозой. За введение цифровой маркировки товаров на территории всех стран ЕАЭС последовательно выступал министр финансов РФ Антон СИЛУАНОВ, рассматривая ее как эффективный инструмент в борьбе с серыми схемами импорта из Европы.
- Мы будем допускать на рынок только маркированные продукты, предположим, лекарства. Если продукция ЕАЭС не будет попадать в эту маркировку, она будет просто запрещена к продаже, вот и все, - категорично заявлял российский министр.
И с 1 июля Россия перешла на обязательную маркировку ряда товаров в рамках ЕАЭС. По информации Минфина РК наша страна ежегодно теряет от серых схем миллиарды тенге. Это те деньги, которые должны вернуться к гражданам страны социальными услугами, поддержкой бизнеса.
- Мы не испытываем сопротивления введению маркировки. Прежде всего потому, что в сфере производства алкогольной продукции у нас и так все маркируется учетно-контрольными марками, - рассказывает коммерческий директор компании «Бахус» Андрей ГАНЖА. – Но если до сих пор маркирование ограничивалось передачей данных в фискальные органы, то предлагаемый метод Data Matrix – это новое слово в торговле. Фактически нам предлагают технологию, на основе которой построены «электронные деньги».
Первоначально систему Data Matrix задумывалось внедрять поэтапно. В 2017-2019 годах планировалось проведение пилотного проекта. В нем участвовали представители предприятий - импортеров меховой продукции, затем круг расширился за счет включения производителей алкоголя, табачных изделий и обуви. Второй этап, в 2020-2021 годах, запуск в промышленную эксплуатацию системы отслеживания медицинской продукции с добровольным подключением производителей лекарственных средств. В 2023 году внедрение обязательной маркировки для лекарственных средств в обращении республики.
Но, видимо, коронакризис внесет свои поправки, и производителям придется перестраиваться на марше и ускоряться. В противном случае они рискуют потерять обширный рынок России.
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, Алматы

Ксения ЕВДОКИМЕНКО