6312

Меня слышно?

В суде Костаная могут создать опасный для казахстанского бизнеса прецедент. Сейчас в нем рассматривается дело о популярных опционных программах «Казахтелекома» с фиксированным сроком действия.

Меня слышно?

Прокуратура Костаная подала необычный иск по договорам, которые долгое время практикуются не только в «Казахтелекоме», но и в других отраслях. Она вдруг посчитала незаконными приказы, согласно которым компания при заключении с клиентом договора о приобретении пакета услуг на фиксированный срок предоставляла ему скидку, а в случае досрочного отказа клиента от договора предлагала ему оплатить услуги по полной стоимости, без скидки.

В чем суть?

Иначе говоря, если граждане изъявляли желание получить пакет услуг (телефония, интернет, IP TV и так далее) и гарантировали, что будут пользоваться им в течение 12, 24 или 36 месяцев, то они получали за это скидку, которая варьировалась от 50 процентов и более по сравнению с тем, если бы граждане подключали эти услуги отдельно или на неопределенный период. А если потребитель желал досрочно расторгнуть договор, компания просила выплатить разницу между стоимостью по договору и стоимостью за фактически полученные услуги, которая была бы без скидки.

Представители компании недоумевают: «Казахтелеком» отнюдь не настаивал и не принуждал граждан к заключению упомянутых договоров, а предлагал несколько альтернатив – договор на пакет услуг с фиксированным сроком и со скидкой; договор с неопределенным сроком, когда гражданин может расторгнуть его в любой момент, но без скидок; а также договор на каждую услугу по отдельности. А во-вторых, эти опционные программы с расчетами и расценками были отнюдь не секретные, и опубликованы на сайте «Казахтелекома», а также представлены в рекламных брошюрах.

При этом такая практика гарантии фиксированного срока получения услуг с бонусами взамен отнюдь не ноу-хау «Казахтелекома». Она распространена повсеместно: от программ скидок фитнес-центров при покупке абонементов до продажи сезонных абонементов болельщикам на стадионы. Или в депозитных программах банков, где, заключая, например, трехлетний договор с процентами по вкладу выше рынка, гражданин понимает, что в случае его расторжения он вернет свои деньги, но проценты по вкладу будут значительно ниже, как правило, как если бы средства находились просто на расчетном счете.

Суд первой инстанции встал на сторону «Казахтелекома», но прокуратура настаивает на своей позиции и подала на апелляцию. На первом прошедшем заседании аппеляции прокуратура озвучила свои требования, 2 июня должно пройти второе заседание, на котором выступит ответчик.

Кстати, последний просил суд отложить слушание до того, как судопроизводство вернется в свой полноценный режим. Сейчас правосудие, как известно, ведется в онлайн-режиме по видеосвязи, что затрудняет предоставление справок, расчетов, ведь все документы теперь нужно отправлять в электронном виде с электронной цифровой подписью либо через «Казпочту», однако в этом случае бумаги могут не дойти до судьи вовремя или потеряться. Кроме того, по мнению ответчика, дистанционно сложнее изложить свои аргументы. Но прокуратура выступила против.

Эксперты считают это разбирательство важным, поскольку оно может стать для всех остальных судов примером. В случае удовлетворения требований прокуратуры даже частично, теоретически любой договор в любой сфере, который заключается с условиями гарантированного срока потребителя, можно опротестовать, что серьезно создаст проблемы не только «Казахтелекому», но и всему бизнесу в стране. Во-вторых, как говорят сами связисты, «Казахтелекому» придется отменить свои популярные опционные программы, и «всем придется платить по полному тарифу».

Ажар ИСМАЙЛОВА, Костанай

Поделиться
Класснуть