6143

Порядка по-прежнему нет

Почему приглашение немецких менеджеров в АО "Пассажирские перевозки" только ухудшило ситуацию на железной дороге Казахстана?

Порядка по-прежнему нет

Осенью 2019 года в акционерном обществе "Пассажирские перевозки" сменился руководитель - на смену отечественному специалисту Арману СУЛТАНОВУ пришел гражданин Германии Михаэль КОРТЮМ. Появление иностранного топ-менеджера позитивно восприняли как обычные пассажиры, так и партнеры предприятия - появилась надежда, что наконец-то в одной из самых критикуемых организаций страны наведут должный порядок. Однако, как рассказал газете "Время" столичный предприниматель Аскар ОМАР, поставляющий на железную дорогу комплекты белья, положительных изменений не случилось.

- После того как господин Кортюм пришел в "Пассажирские перевозки", мы думали, что он, как и полагается настоящему немцу, принесет с собой на железную дорогу настоящий немецкий Ordnung, тем более, что был он не один, а с 14 коллегами из Германии, - объясняет бизнесмен. - К сожалению, все отношения с прежним руководством компании приходилось выстраивать через судебные органы. Но, по всей видимости, и при иностранном топ-менеджере ситуация не улучшится.

Почему же ожидания не совпали с реальностью?

- Когда представляли Кортюма, нам рассказали, что он занимал высокие должности в Deutsche Reichsbahn, знает изнутри всю железнодорожную кухню, - продолжает Аскар Омар. - Но у нас совсем другая специфика перевозок, поскольку в Германии большинство направлений - это короткие поездки, всего несколько часов в дороге, поэтому места в вагонах в основном сидячие. Людям не нужны матрасы, подушки, одеяла, белье. У нас же огромная страна, 17 миллионов пассажиров в год, то есть свыше 40 тысяч в сутки. И подавляющее большинство людей выбирают лежачие места. Поэтому нас, поставщиков "Пассажирских перевозок", насторожили слова нового руководителя, что он во всем разбирается. И его первые важные шаги подтвердили эти опасения.

Хотя немецкий специалист пришел в компанию только в сентябре 2019 года, претензии к нему появились уже сейчас.

- Больное место "Пассажирских перевозок" на протяжении многих лет - проведение конкурсов на экипировку комплектами постельных принадлежностей, чем и занимается моя компания - ТОО "Ас-Ай", - объясняет Аскар Омар. - Прошлой осенью "Казахстан темир жолы" опробовал новый вариант тендеров - закуп из одного источника с проведением переговоров. Сумма заказа - более 9 млрд тенге, при этом сотрудничество не на один год, а сразу на четыре! Всех потенциальных поставщиков обязали приготовить свыше 600 млн тенге на закуп всего необходимого, чтобы сформировать комплекты постельных принадлежностей - новые матрасы, новые подушки, полотенца и так далее. Это как раз и исходило от Микаэля Кортюма: дескать, мы все обновим, откажемся от всего старого. Мы двумя руками за, поэтому приняли решение участвовать в тендере. Наша компания выполнила все условия, более того, мы предложили огромную скидку - свыше 600 млн тенге, но все равно победили в конкурсе другие фирмы. И к чему это привело?

Победители должны были с 1 ноября обеспечить поезда всем, что указано в тендерной документации, однако эти предприятия объявили в конце октября, что не успевают осуществить поставку, - поясняет собеседник. - Десятки тысяч пассажиров получили неполные комплекты белья, в некоторых случаях вообще ничего. Посмотрите в интернете - там размещено множество видеороликов и постов, в которых люди жалуются, что испытывают большие неудобства. В итоге недовольным клиентам объявили: дескать, вы имеете право получить компенсацию в размере 300 тенге за свое белье. Думаю, единицы воспользовались этой возможностью. А кому пошли деньги, уплаченные пассажирами за белье? Ведь эта сумма входит в стоимость билета! Вот так иностранцы навели порядок в пассажирских перевозках.

Но это еще не все.

- А с 1 ноября, когда глобальное обновление вагонов провалилось, было объявлено, что стоимость комплекта белья возрастает до 650 тенге, - разводит руками исполнительный директор ТОО "Ас-Ай". - Получается, поставщики не справились со своими обязанностями за 350 тенге, а теперь кто-то на этом еще и получит дополнительную прибыль? Вот это совершенно необъяснимо. Ведь "Пассажирские перевозки" и "Казахстан темир жолы" должны были наказать компании, сорвавшие поставку. Есть установленный порядок: если подрядчик не справляется со своими обязанностями, заказчик обязан разорвать с ним контракт и внести предприятие в список недобросовестных подрядчиков. Но получилось наоборот - никого не наказали, несмотря на многочисленные жалобы пассажиров.

И вот так во всем - всегда страдают простые казахстанцы. Наши соотечественники уже почувствовали эффект от нововведений, когда на новогодние праздники стоимость железнодорожных билетов превысила цену на авиабилеты. Позже иностранные менеджеры объяснили: дескать, виновата компьютерная программа, она устанавливает цену…

Аскар Омар - один из немногих бизнесменов, кто пытается привлечь внимание к проблемам железнодорожной отрасли. Но он сам признает, что наладить диалог с чиновниками не удается.

- Мы много, очень много времени проводим в судах, но не по своей воле, - говорит руководитель ТОО "Ас-Ай". - Например, в 2014 году мы выиграли трехлетний тендер "Пассажирских перевозок". В итоге нас затаскали по судам, лишь бы мы не могли выполнить свои обязательства, незаконно передав наш объем другим исполнителям. Мы доказали свою правоту и взыскали с заказчика недополученную прибыль. В первый год - 73 млн тенге, во второй год - 210 млн, в третий - еще 173 млн. И квазигосударственная компания вынуждена возмещать нам эти деньги, по сути, дважды оплачивая поставку комплектов белья.

Проверить слова предпринимателя несложно - в базе судебных решений десятки различных процессов с участием "Пассажирских перевозок" и ТОО "Ас-Ай". Занимается этими спорами даже Верховный суд.

- Разбирательства доходят до кассационной инстанции, - подтверждает Аскар Омар. - Летом 2019 года по итогам нашего спора председатель коллегии по гражданским делам Мейрамбек ТАЙМЕРДЕНОВ был вынужден направить частное определение в Генеральную прокуратуру, требуя навести порядок в работе "Пассажирских перевозок".

Этот документ тоже легко найти в базе судебных решений. Вот лишь одна цитата из определения:

"Изложенное свидетельствует, что должностные лица общества в нарушение вышеуказанных норм Конституции и ГПК в течение длительного времени не исполняют вступившие в законную силу судебные акты, игнорируя их. Данное обстоятельство привело к двойной оплате оказанных услуг и причинило крупный ущерб квазигосударственному предприятию - АО "Пассажирские перевозки"…

При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает необходимым довести об изложенном до сведения Генерального прокурора Республики Казахстан с целью недопущения подобного в дальнейшем и принятия необходимых процессуальных мер к виновным лицам".

- После этого один из наших исков о возмещении недополученной прибыли вновь рассмотрел специализированный межрайонный экономический суд столицы, - продолжает Аскар Омар. - И вы не поверите: нам отказали! Три года подряд те же судебные инстанции подтверждали, что наша компания потеряла прибыль из-за незаконных действий руководства "Пассажирских перевозок", но на четвертый год мнение судей изменилось. При этом в Верховном суде считают иначе - не случайно ведь появилось частное определение, где четко прописано, что незаконные действия руководителей АО "Пассажирские перевозки" причинили крупный ущерб предприятию, более того - Генеральную прокуратуру обязали принять меры к виновным. Но нижестоящий суд считает иначе!

- И вот в таких условиях приходится выживать отечественным производителям, - разводит руками Аскар Омар. - Мы же не требуем каких-то особых условий, просто дайте нам возможность работать в соответствии с законодательством Республики Казахстан, без всяких откатов и коррупции. В итоге вместо того, чтобы сосредоточиться на производстве, мы вынуждены тратить время в судах, выбивать свои деньги. И какие бы менеджеры там ни руководили, в лучшую сторону ничего не меняется.

Вот для чего пригласили этого немца? Мое мнение: это просто очень удобно. Вот сейчас он отказался от нашей огромной скидки и отдал тендер другому. Да любой грамотный управленец сказал бы: давайте сэкономим, направим эти деньги на другие нужды, но почему-то этого не произошло. Или недавно была новость, что "Пассажирские перевозки" потратили 8,5 млрд тенге на ремонт 85 вагонов. 100 млн тенге ремонт одного вагона! А у меня есть информация, что эти виды работы стоят на 10-15 процентов дешевле. Почему так происходит в нашей стране, никому не надо объяснять. Когда через какое-то время туда придут разбираться компетентные органы, кому они адресуют свои вопросы? Правильно, немецким менеджерам, они же принимают решения и подписывают документы. Но я думаю, что к тому моменту все иностранцы уже вернутся домой и спрашивать будет не с кого. Я же говорю - удобно, - резюмирует сказанное Аскар Омар.

Михаил КОЗАЧКОВ, фото предоставлено Аскаром ОМАРОМ и Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть