Финансовыми потерями из-за схем «скрытого» транзита обеспокоились власти Казахстана
Финансовыми потерями из-за схем «скрытого» транзита обеспокоились власти Казахстана, передает корреспондент агентства.
«Ежегодно увеличивается объем перевозок грузов с применением логистических схем, позволяющих грузоотправителям уйти от уплаты железнодорожного транзитного тарифа по территории Республики Казахстан. Перевозка грузов с применением логистических схем «скрытого» транзита осуществляется путем ввоза груза железнодорожным или автотранспортом на территорию Республики Казахстан в импортном режиме (оформление перевозочных документов и полная раскредитовка документов после выдачи груза) с дальнейшей переотправкой груза в треть страну железнодорожным или автомобильным транспортом в экспортном режиме (оформление новых перевозочных документов от имени казахстанских и российских резидентов и подтверждение, что товар привезен не в Республику Казахстан)», - говорится в представленной в понедельник концепции законопроекта «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам железнодорожного транспорта».
По словам разработчиков, указанная схема позволяет грузоотправителям избегать оплаты транзитного тарифа, «так как уровень транзитных тарифов выше уровня экспортно-импортных тарифов, что впоследствии негативно отражается на финансово-экономических показателях АО «НК «КТЖ».
«В результате применения схем «скрытого» транзита в 2018 году не дополучено доходов порядка Т16 млрд, при этом объем перевозок по схеме «скрытого» транзита за данный период оценочно составил порядка 2,2 млн тонн. По отношению к 2017 году рост отмечается на 0,8 млн тонн или на 57%», - сказано в документе.
Отмечается, что «сложившаяся ситуация способствует дальнейшему увеличению подобных перевозок, что ведет к рискам невыполнения поставленных перед правительством Республики Казахстан задач по увеличению объема транзитных грузовых перевозок и доходов от них».
«Одной из проблем данного вопроса является отсутствие в законе «О железнодорожном транспорте» понятия «транзит груза», что дает возможность различного толкования и обуславливает риски принятия судебных решений в пользу грузоотправителей, применяющих схемы «скрытого» транзита. Для решения указанной проблемы, предлагается в законе Республики Казахстан «О железнодорожном транспорте» предусмотреть понятие «транзит груза», а также уточняющие поправки, связанные с введением указанного понятия», - предложили авторы поправок.
Кроме того, по словам разработчиков, «в настоящее время услуга по перевозке грузов железнодорожным транспортом, по которой осуществляется государственное регулирование цен, включает в себя услуги локомотивной тяги в грузовом движении, услуги магистральной железнодорожной сети и услуги грузовой и коммерческой работы».
«В целях определения границ предоставляемых услуг в сфере железнодорожного транспорта, по которым осуществляется государственное регулирование цен, а также однозначного применения норм Предпринимательского кодекса, предлагается в статье 124-5 Предпринимательского кодекса конкретизировать услуги, подпадающие под государственное регулирование цен и раскрыть понятия соответствующих услуг в законе «О железнодорожном транспорте», - говорится в документе.
Концепция законопроекта вынесена на публичное обсуждение до 10 сентября.
По сообщению КазТАГ

