3656

Офис коммерциализации технологий – залог успешного будущего науки Казахстана

Офис коммерциализации технологий – залог успешного будущего науки Казахстана

Проект «Стимулирование продуктивных инноваций» продолжает доказывать, что наука и бизнес могут работать вместе. Большую роль в этом играют офисы коммерциализации технологий, о которых мы попросили рассказать Алана Утегулова, старшего менеджера Компонента 3 проекта «Стимулирование продуктивных инноваций».

- Объясните, пожалуйста, что такое офис коммерциализации, в чем его особенность?

- Офис коммерциализации – это тот инструмент, который позволяет полностью провести аудит потенциала университета. То есть, он может в нужный момент продать технологию, либо придержать ее, провести маркетинговые исследования, где именно данная технология принесет прибыль. Также должен защищать интеллектуальную собственность – по факту, материальной ценностью и является изобретенная разработка – технология, методика - все это должен офис коммерциализации пропускать через себя как фильтр.

- А в чем состоит главная задача офиса?

- Задачей офиса коммерциализации является выстраивание правильной работы между университетом, ученым и непосредственно самим ОКТ. Ученый по своей специальности не должен очень глубоко уходить в бизнес, в коммерциализацию – это не его профиль, не его сфера деятельности. Он должен только отдать материал, а офис помогает этому ученому найти потенциальных клиентов и работать с ними.

- Какие специалисты работают в офисе коммерциализации? Чем они заняты?

- Первый сотрудник занимается защитой интеллектуальной собственности и формирует совместно с ученым заявку в Национальный институт интеллектуальной собственности. Далее, сотрудник по маркетингу – он оценивает потенциальные благоприятные рынки, где усваивается разработанная технология, где есть в ней потребность. Есть у нас и сотрудник по коммерциализации , который непосредственно оценивает стоимость проекта. И последнее звено - глава офиса коммерциализации, который всю эту работу систематизирует.

- Какие еще важные элементы своей работы Вы можете назвать?

- Очень важный элемент – грантовое финансирование, но еще необходимо софинансирование, когда в заявке участвует бизнес – для нас уже есть понимание, что потенциальный заинтересованный покупатель уже есть. Но следующий этап – это венчурное инвестирование, которое помогает изобретенной технологии масштабироваться. А по факту эта идея начинается с бумаги, с головы ученых. Эта цепочка – очень длинная, но самая правильная. Это и называется консолидацией цикла коммерциализации, когда все этапы выстраиваются в воронку и ты выводишь ее в правильное русло, на правильные рельсы ставишь.

- А есть ли у вас долгосрочная цель, чего вы хотите добиться в итоге?

- Мы хотим наладить работу среди офисов коммерциализации, чтобы сеть была выстроена – Астана-Караганда-Алмата-Шымкент. И чтобы они дополняли друг друга в случае чего – у каждого региона есть свой пул инвесторов, даже если в Казахстане рассматривать, то всегда можно изобретенную технологию где-то внедрить.

Сергей САДЫКОВ, фото МОН РК, Нур-Султан

Поделиться
Класснуть