Автомобильная ассоциация просит ввести мараторий на закупку госорганами иномарок
Союз предприятий автомобильной отрасли Казахстана «КазАвтоПром» выступил с предложениями по совершенствованию практики госзакупок служебных легковых автомобилей, сообщили в пресс-службе «КазАвтоПрома».
Участники Союза считают целесообразным:
1) внедрить типовые стандарты служебных автомобилей для каждой категории государственных служащих;
2) ввести мораторий на закупку иностранных легковых автомобилей государственными учреждениями;
3) восстановить преференции для отечественных автопроизводителей, ранее предусмотренные Законом РК «О государственных закупках».
Перечисленные меры изложены в официальном письме, направленном от имени Союза в адрес Министерства финансов РК (уполномоченный орган в области государственных закупок).
Основанием для обращения стал резкий рост государственных закупок импортных легковых автомобилей, зафиксированный по итогам 9 месяцев текущего года. Их объемы выросли в 7,5 раз – с 67 единиц в январе-сентябре 2016 года до 508 в тот же период 2017 года. С начала года госучреждения и нацкомпании предусмотрели на приобретение импортных автомобилей в своих бюджетах 6,7 млрд тенге.
Как известно, на вопиющие факты закупки дорогостоящих автомобилей импортного происхождения неоднократно обращали внимание глава правительства и представители мажилиса. Президентом республики инициирована программа «Покупай казахстанское!», призванная оказать поддержку отечественным производителям.
Несмотря на это, факты закупки люксовых автомобилей по необоснованно высоким ценам в текущем году приобрели массовый характер. При этом разброс стоимости при поставках автомобилей одной модели достигает двукратной величины.
Только на приобретение внедорожников Toyota Land Cruiser 200 и Toyota Land Cruiser Prado государственными учреждениями с начала года было потрачено свыше 841 млн тенге. Четверть из закупленных автомобилей названных моделей были приобретены по цене, превышающей 23 млн тенге. Основная часть данных закупок пришлась на районные и областные акиматы республики.
ОЛЕГ АЛФЁРОВ, председатель правления Союза предприятий автомобильной отрасли Казахстана «КазАвтоПром»:
«На казахстанских автозаводах выпускается более 60 моделей легковых автомобилей, эксплуатационные характеристики которых не уступают импортируемым аналогам – в диапазоне от экономичных городских седанов до внедорожников, адаптированных к условиям сельского бездорожья и контрастного климата. Многолетняя практика их эксплуатации не сопровождалась нареканиями со стороны предприятий госсектора. Большинство организаторов государственных закупок отдает предпочтение линейке казахстанских автозаводов.
Однако взрывной рост закупок импортных автомобилей, наметившийся с начала текущего года – в особенности в верхнем ценовом сегменте – заставляет задуматься о введении разумных ограничений в этой области.
Несложные расчеты показывают, что при выборе моделей-аналогов казахстанского происхождения бюджет мог бы сэкономить порядка 980 млн тенге. И это экономия только по наиболее популярным импортным моделям, и только за период с начала года.
Мы предлагаем три простых решения, которые позволят сэкономить солидные средства в бюджетах организаций государственного сектора и избежать злоупотреблений в выборе служебной техники. Это восстановление преференций для отечественных автопроизводителей, введение моратория на закупку иностранной техники и определение четких стандартов по классу используемых автомобилей для каждой категории госслужащих».

