Расходы ничто, имидж всё!
Мажилисмены-коммунисты требуют от председателя Нацбанка Григория МАРЧЕНКО разобраться в деятельности государственного накопительного пенсионного фонда (ГНПФ), который, утверждают депутаты, потратив миллионы на рекламу и изготовление имиджевой продукции, не смог обеспечить доходность вкладов населения.
С депутатским запросом семеро мажилисменов из фракции “Народные коммунисты” обратились в минувшую среду на последнем в уходящем году пленарном заседании палаты.
Гневная петиция депутатов пестрит любопытными сведениями. В частности, утверждают коммунисты, доходность ГНПФ со стопроцентным государственным участием, вклады которому доверили почти 2 млн. казахстанцев, за 2012 год ни по одному из портфелей не достигла показателя уровня инфляции. Так, консервативный инвестиционный портфель ГНПФ, который предполагает вложение средств вкладчиков в наименее рисковые инструменты, заработал всего 1,1 процента дохода, тогда как накопленный уровень инфляции составил 5,5 процента (по данным госстатистики, с начала этого года инфляция в стране составила 5,3 процента, инфляция в годовом выражении 5,6 процента. А. А.). Доходность же умеренного инвестпортфеля составила 4,52 процента.
При этом коммунистов возмущает то обстоятельство, что компенсировать плохое управление активами фонд будет из бюджета, опять же за счет средств налогоплательщиков.
“Также вызывает вопрос увеличение количества персонала ГНПФ в 2012 году по сравнению с 2010 годом почти на 100 процентов, при этом количество филиалов и центров обслуживания населения осталось прежним”, утверждают “Народные коммунисты”.
Но кроме раздутого штата особое возмущение общественности вызывают баснословные траты пенсионного госфонда на закупку сувенирной продукции. Через сайт госзакупок ГНПФ заявил о намерении приобрести 5 тысяч пледов для пикника (!), 30 тысяч брелков, 5 тысяч визитниц с логотипом, 50 тысяч поздравительных открыток и 15 тысяч настенных календарей на общую сумму 65 млн. тенге!
“Вызывает недоумение рекламный бюджет ГНПФ за 2012 год почти в 240 млн. тенге, пишут главе Нацбанка коммунисты. Возникает вопрос: зачем рекламировать убыточный для вкладчиков безальтернативный проект? Ведь от того, что гражданин получит брелок с логотипом фонда и краем глаза увидит ролик на LED-панели, он не побежит переводить свои накопления из одного убыточного НПФ в другой. Думается, что самой лучшей рекламой для ГНПФ стало бы качественное управление и открытость, чего не скажешь даже по вебсайту ГНПФ, где информация для акционеров датирована отчетом за 2009 год и изобилует нормами: премирование членов совета директоров, дополнительное вознаграждение “конфиденциально” в тенге физическим лицам по итогам работы за 2009 год”.
Примечательно, что за неделю до этого депутатского запроса наши корреспонденты все на том же сайте госзакупок обнаружили четыре размещенных ГНПФ любопытных объявления, датированных 11 декабря 2012 года.
За три с лишним минуты государственный хранитель народных пенсионных денег умудрился начать и закончить прием заявок на закупку четырех легковых автомобилей стоимостью 6 млн. 321 тыс. тенге каждый (http://portal.goszakup.gov.kz/portal/index.php/ru/oebs/showlot/5423961)!
Естественно, мы задались вопросом: а не стыдно ли менеджменту ГНПФ с фактически минусовыми показателями своей работы позволять себе такие роскошные приобретения?
С первого раза выслушать объяснения пенсионщиков не удалось: телефон, указанный на сайте, отвечал исключительно автоответчиком. С большим трудом дозвонились в отдел рекламы ГНПФ. Выяснилось, что по поводу депутатского запроса “Народных коммунистов” фонд уже готовит свой комментарий. А вот оперативно ответить на вопросы редакции собеседники отказались, сославшись на чрезвычайную занятость.
Александра АЛЁХОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы