18023

Змея ползёт - змее дорогу

Нынешний год стал для Казахстана богатым на политические события. Произошли перестановки на ключевых государственных постах, сменился баланс элит, президент выступил с посланием народу Казахстана, определив перспективы развития страны до 2050 года. А каким будет в политическом плане следующий год? Мы обратились к ряду известных экспертов с просьбой дать политический прогноз на 2013 год.

Рустам БУРНАШЕВ, директор по аналитике и консалтингу Казахстанского института политических решений:
- Следующий год в Центральной Азии будет проходить под эгидой трех основных векторов развития событий. Первый вектор традиционный, и касается он так называемой проблемы “слабых” государств. Основным здесь является вопрос устойчивости легитимной власти и возможные последствия и процессы, которые могут быть спровоцированы этой слабостью.
Второй вектор напрямую связан с вопросом подготовки к процессу смены лидеров в двух крупнейших государствах региона - в первую очередь в Узбекистане и Казах­стане.
Третий вектор связан с предстоящим выводом войск НАТО из Афганистана. 2013 год станет годом принятия решений по этому вопросу. Будут обсуждены и приняты механизмы освобождения афганской территории.

Султан АКИМБЕКОВ, директор Центра политического анализа:
- В следующем году ключевым вопросом для Казахстана будет цена на нефть. Этот вопрос важен в том числе и для нашего стратегического партнера России. Именно от того, будут ли цены на нефть оставаться стабильными, будет зависеть многое, вплоть до устойчивости курса тенге и рубля. Кроме того, в 2014 году планируется вывод войск НАТО из Афганистана. В регионе вновь остро встанет вопрос об угрозах, в том числе связанных с развитием религиозного экстремизма. К сожалению, события последнего времени показывают, что для Казахстана эта проблема становится все более актуальной.

Константин СЫРОЕЖКИН, главный научный сотрудник Казахстанского института стратегических исследований:
- В следующем году будет происходить усиление роли Пекина в регионе, и никуда мы от этого не денемся. Сегодняшняя политика руководства нашей страны в отношении КНР наиболее правильная. Необходимо учиться жить по соседству с мощным Китаем. Не нужно жить в плену своих страхов - лучше использовать возможности соседа в собственных интересах. Конкуренция России и Китая в Центрально-Азиатском регионе также будет обостряться - и не только потому, что Казахстан активно интегрируется с Россией. Есть объективные процессы, такие, например, как борьба за энергетические ресурсы Центральной Азии. Китай - это мировая торговая держава. И он заинтересован в том, чтобы именно китайские товары распространялись на территории большего количества государств. Евразийский экономический союз, который планируется создать в будущем, будет преследовать несколько иную цель - в первую очередь наладить производство товаров внутри стран ЕЭС. Хотя, как показывает практика функционирования Таможенного союза, объемы китайской торговли не уменьшились, а, наоборот, выросли.
Думаю, что в ближайшем будущем мы на интеграцию с Китаем не пойдем, потому что КНР для некоторых держав - “красная тряпка” похуже России. Президент обозначил важнейшие векторы внешней политики на долгие годы, и интеграция с Россией - важнейший приоритет. Надеюсь, что все эти проекты худо-бедно заработают. Иного выхода нет. Весь мир интегрируется. Для нас главное было определиться с направлением - американским, российским или китайским. Слава богу, что мы выбрали Россию.

Максим КАЗНАЧЕЕВ, эксперт Казахстанского института политических решений:
- Мне кажется, в следующем году сохранится давление на различного рода организации внесистемной оппозиции. Тот процесс, который начался осенью, когда была закрыта незарегистрированная партия “Алга!” по обвинению в экстремизме, а также ряд оппозиционных СМИ, будет продолжен. Приходится констатировать сохранение тенденции фрагментации оппозиционного поля. То есть разные собственники политических партий будут расходиться во мнениях все больше и все менее эффективно будут взаимодействовать между собой. Также вполне возможна эскалация трудовых конфликтов. Несмотря на то что властью предпринимаются определенные инициативы (в частности, фондом “Самрук-Казына”), они не могут гарантировать превентивного реагирования на все возникающие трудовые споры.

Сергей АКИМОВ, политолог:
- Уже в январе будущего года я ожидаю ротации в структуре правительства. Речь идет об отставке “засидевшихся” министров, дискредитировавших себя на текущих постах. Уволив некоторых из них, правительство Ахметова сможет на какое-то время снизить нарастающий вал критики со стороны СМИ и общественности.
Одновременно вероятна смена региональных акимов ряда областей, в особенности северного и западного регионов. Этот вывод напрашивается, если проанализировать “разгон” акимов, учиненный президентом на одной из последних встреч с ними.
В 2013 году идеологические органы будут вынуждены предпринять меры для заполнения идеологического вакуума, образовавшегося после искусственного ослабления оппозиции, проведенного во второй половине 2012 года. В противном случае их место могут занять деструктивные элементы, которые будут менее контролируемы, чем ликвидированные структуры, которые финансировал Мухтар Аблязов. В этой связи я не исключаю новой попытки создания национал-патриотической партии, окончательного разделения и радикализации ОСДП и партии “Азат”.
В целом в 2013 год Казахстан войдет в более устойчивом и стабильном состоянии, чем входил в уходящий. В последние месяцы 2012 года исполнительным органам власти удалось достичь значительных успехов в процессе преодоления ключевых внутриполитических рисков. В частности, впервые за последний год установлен хрупкий внутриэлитный баланс, приняты действенные меры против реализации внесистемных сценариев в будущем. Эти меры позволят надеяться на снижение периодичности резонансных террористических и преступных акций в новом году.

Игорь ХЕН, Алматы, тел. 259-71-96, e-mail: hen@time.kz, коллаж Владимира КАДЫРБАЕВА

Поделиться
Класснуть