Зачем скупать дребедень, которая после Нового года окажется на помойках?
Предпраздничная толчея в магазинах вызывает протест у Едиге НЕСИПБЕКОВА - основателя и вдохновителя алматинского движения антиконсьюмеристов. Ведь большинство новогодних подарков - бесполезные вещи, которые вскоре пополнят наши и без того бескрайние свалки. Едиге со своими единомышленниками пытается спасти сограждан от агрессивной рекламы и навязывания ненужных покупок. Ведь антиконсьюмеризм означает антипотребление.
- В 20 лет я, как все, покупал дорогие джинсы, мечтал о последней модели телефона… - рассказывает Едиге. - Но потом начал задумываться о том, что ресурсы планеты истощаются, экология ухудшается, гигантские пространства покрыты мусором и отходами, а люди никак не насытятся. Мозги затирает реклама - она заставляет покупать нас больше, обновлять вещи чаще и ощущать себя несчастливыми, если мы не обладаем какой-то желанной вещью. Антиконсьюмеристы стремятся, чтобы люди пришли к осознанному потреблению. Человек должен понимать, что ему действительно нужно, и не становиться рабом вещей. Я убедился - чтобы быть счастливым, требуется не так уж много.
Хочешь изменить мир - начни с себя. Первым делом Едиге в свои 25 лет стал веганом - полностью отказался от продуктов животного происхождения и одежды из кожи и меха. Это его вклад в сохранение экологии и пропаганду принципов ненасилия. Как он признается, на это вдохновила его девушка Зарина.
- Мне очень помогла ее поддержка, потому что у меня традиционная казахская семья: бешбармак, согым - все, как положено. Но родители у меня мудрые, когда я дома объявил, что мясо больше не ем, отец сказал: “Хорошо, мне больше достанется”. Сейчас, когда я готовлю вегетарианскую пищу, родные с удовольствием едят. Думаю, со временем мои родители тоже станут потреблять меньше мяса, хотя бы из соображений здоровья.
Потом Едиге отказался от автомобиля.
- Когда-то мне казалось, что, купив машину, я стану более свободным - смогу поехать, куда захочу. Но на самом деле получилось, что я стал ее рабом. Мы выезжаем за город, и друзья говорят: “Пойдемте в горы, там переночуем”. А я не могу, боюсь машину оставить! Мне надоела забота об огромном куске железа, и год назад я машину продал. Давно я не был таким счастливым! Теперь передвигаюсь на велосипеде, даже зимой, или на малокубатурном мотоцикле. Забыл, что такое пробки.
Еще Едиге старается не плодить мусор, особенно тот, который не перерабатывается. Например, в магазин он ходит с авоськой и не берет целлофановые пакеты - зачем, ведь они потом оказываются на наших свалках. Однажды он поехал на городской мусорный полигон - с познавательными целями. Масштабы поразили. “Как снизить объем мусора, который производит наш город?” - задумался Едиге. Реальный ответ - продлить жизнь добротных вещей. Этой осенью антиконсьюмеристы провели в Алматы первую бесплатную ярмарку Free Market. Каждый желающий мог принести хорошие, пригодные к употреблению, но ненужные вещи и безвозмездно отдать их тому, кто захочет взять. Больше 400 человек участвовали в первой ярмарке. Вторую провели в КазГАСА, а в выходные перед Новым годом собираются организовать Free Market сразу в нескольких местах. Едиге объясняет:
- Благодаря таким бесплатным ярмаркам люди становятся менее привязанными к вещам, внутри исчезает какой-то барьер. В основном приносили одежду, DVD с фильмами и играми, мелкую бытовую технику - утюги, чайники, посуду. И даже хорошие мобильные телефоны, принтеры, ноутбук. Была семья, которая отдавала кухонный гарнитур. Они его, конечно, не привезли, а показывали фото, и нашлась бабушка, которая захотела его взять.
Антиконсьюмеристы много чего придумывают, лишь бы не участвовать в товарно-денежных отношениях: устраивают бесплатные лекции, просмотры фильмов, тренинги, участвуют в движении “Плов вместо понтов” и бесплатно кормят вкусным вегетарианским пловом всех прямо на улице. В соцсетях сейчас можно найти обмен: ты мне готовишь обед - я тебе делаю массаж, ты мне ремонтируешь компьютер - я тебе клею обои… Продвигают ребята и идеи коллективной собственности - например, несколько надежных друзей могут в складчину купить профессиональный фотоаппарат и пользоваться им по очереди. Так и до социализма недалеко…
Особый идеологический пункт алматинского антиконсьюмериста: Едиге никогда не дает взятки. Потому что считает: прежде всего должны умерить свои аппетиты коррупционеры всех мастей.
- Помню, я учился в вузе, один из преподавателей запросил деньги, чтобы поставить зачет: говорит, у тебя конспекты неправильные, завтра принеси две тысячи, и я тебе поставлю четверку, - вспоминает Едиге, как впервые дал взяткам бой. - А я отвечаю: “Нет, давайте так - завтра вы приносите мне 5 тысяч, ставите пятерку, и я не говорю, что вы берете взятки”. У препода становятся круглые глаза, он берет зачетку, ставит пятерку и говорит: “Чтобы я тебя больше не видел”. Потом он со мной даже не здоровался.
Едиге по профессии архитектор-градостроитель. Среди его последователей дизайнеры, айтишники, студенты - молодежь, которая мыслит по-новому.
- Едиге, в душе я тебя поддерживаю, но реально не готова добровольно отказаться от привычного уровня комфорта…
- Не подумайте, что я призываю всех вести аскетический образ жизни, носить старую поношенную одежду и дырявые башмаки - я просто предлагаю не делать из вещей культ и уметь выбирать то, что тебе действительно нужно, а не то, что навязывают торговцы. Мы не отказываемся от благ цивилизации. Да, у меня дома нет телевизора - но все, что я хочу, могу посмотреть в Интернете или в кино. Зато мы купили морозильник и задумываемся о покупке посудомоечной машины - потому что они нам реально будут полезны. Поскольку мы едим много фруктов и овощей, то сравнили, сколько они стоят летом и сколько зимой, посмотрели цены на морозильники, и получилось, что, если в сезон заморозить овощи, он у нас окупится за одну зиму. Лучше потратить полчаса на расчеты, чем купить ненужную вещь.
- Иногда вроде и не нужна десятая по счету кофточка, а купишь - и так радостно! Неужели ты своей девушке откажешь в покупке модной обновки?
- Радость от покупки держится лишь несколько дней, каким бы ценным ни было это приобретение. И я, и моя девушка лучше потратим деньги не на вещи, а на впечатления: например, путешествия или сюрпризы детям, у которых нет родителей, - эти эмоции намного дольше сохраняются в памяти, чем покупка айфона.
- Как сказать - ведь у нас понты на первом месте! У нас человек готов голодать - но с последней моделью телефона в кармане.
- Мне кажется, это последствие того, что во времена СССР был тотальный дефицит, в 90-е годы жили очень тяжело, и когда вдруг появилась возможность приобрести любую вещь, это стало главной ценностью в жизни. Большинство людей именно вещами измеряют статус, и сами по себе, без своих вещей, ничего из себя не представляют. Мне кажется, это люди очень ущемленные, я сочувствую им.
Едиге рассказал мне случай, после которого он и запустил свой проект “Антиконсьюмеризм”:
- Однажды летом был дождь, я шел в большой супермаркет, чтобы купить корм для своего кота. На газоне лежал старичок, рядом валялся пакет. Я подошел, поднял его, еще один парень вышел из машины и помог. Дедушка пожаловался, что задержали пенсию на четыре дня, у них дома кончились продукты. “Дома больная бабка, я ее кормил, а сам не кушал, - сказал дед. - И вот сегодня дали пенсию, пошел на базар, а на обратном пути сил не хватило, в обморок упал”. Мы отвезли его домой, и когда после этого я зашел в торговый центр и увидел бесконечные ряды полок с продуктами в ярких упаковках с логотипами корпораций, мне так стало паршиво от себя самого и от того, что у нас происходит. В какой-то момент что-то пошло неправильно в нашем обществе, и если мы сейчас это не исправим, то станем рабами потребления.
По масштабу проблем с нашей экологией и разбазариванием ресурсов усилия Едиге и горстки его единомышленников кажутся муравьиными. Но… хочешь изменить мир - начни с себя. Я теперь тоже в магазин хожу с сумкой и от пакетов отказываюсь. Чтобы лишний мусор не плодить…
Ирина БАЖЕНОВА, Алматы, e-mail: bazhenova@time.kz, фото из архива Едиге НЕСИПБЕКОВА