20885

Граница. Прерванный полёт...

Глава Погранслужбы КНБ РК Турганбек СТАМБЕКОВ (на снимке) погиб в авиакатастрофе в минувший вторник. Авария военно-транспортного самолета Ан-72 также унесла жизни высших офицерских чинов погранвойск страны и регионального управления (РУ) “Онтустик” и четырех членов экипажа. Погибла и находившаяся на борту самолета супруга полковника Стамбекова. Выживших нет...

Трагедия произошла 25 декабря в 18.55 в селе Сайрам Сайрамского района. Сельчане, с которыми удалось поговорить, до сих пор не пришли в себя от ужаса.
- Я только зашел с работы домой, когда услышал прямо над головой страшный рев, - рассказывает житель Сайрама Ибрагим АХМЕТОВ. - Через несколько секунд прозвучал сильный взрыв - такое ощущение, будто земля разорвалась! Все выскочили во двор и увидели в небе черно-красный столб дыма и огня...
Самые смелые тут же побежали к месту взрыва - кто из любопытства, а кто в надежде спасти пострадавших. Однако подобраться близко к месту катастрофы сразу не удалось из-за пламени и чада.
- Мы стали названивать куда только можно - в полицию, департамент ЧС, пожарку, акимат, - рассказывает сельчанин Бауржан ДОСОВ. - Жуткая, конечно, картина: все в дыму, повсюду валяются человеческие останки, фрагменты самолета. Особенно врезались в память разбросанные военные фуражки...

Очень скоро подъехали пожарные, следом подтянулись полицейские, спасатели… Уже через час район ЧС был оцеплен. Пурга и темнота создавали дополнительные помехи в работе поисковиков. Однако заявление о том, что длительное время невозможно было подобраться к месту катастрофы, сделанное накануне директором “Казаэронавигации” Сергеем КУЛЬНАЗАРОВЫМ, не соответствует действительности. Об этом свидетельствуют как журналисты, побывавшие в селе Сайрам уже в первые часы после катастрофы, так и высокое полицейское начальство. Один из руководителей ДВД ЮКО, попросивший не называть его фамилии, рассказал:
- Никаких особых проблем в доступе к месту крушения не было. Да, мела метель, ветер со снегом бил в лицо. Да, было темно, но, чтобы люди не могли пройти, - это бред. Другой вопрос, что спасать-то
уже было некого - это стало ясно при первом же осмотре места аварии. Мы поставили оцепление во избежание мародерства. Практически все руководители Южного Казахстана, включая акима области Аскара МЫРЗАХМЕТОВА, уже в первые часы побывали на месте катастрофы. Ситуация под конт­ролем. Основное следствие ведут сотрудники военной прокуратуры, мы же оказываем им всемерное содействие: помогли с оцеплением, выделили лучших криминалистов.
По словам нашего источника, жертв трагедии могло бы быть значительно больше, ведь крушение военного самолета произошло прямо в селе Сайрам - на улице Ибрагимова. От неминуемой гибели сотни людей спасло только то, что падающее судно спланировало не на жилые дома, а в пустующий карьер - в 200 метрах от большого и густонаселенного жилого массива.

Как сообщили в пресс-службе Главной военной прокуратуры РК, по факту авиакатастрофы в Сайраме военный прокурор Шымкентского гарнизона Кайрат АДБИКАЛЫКОВ возбудил уголовное дело по статье “нарушение правил полетов или подготовки к ним”.
Сейчас на месте трагедии работают следователи, причем в режиме строгой секретности. Если во вторник, когда самолет потерпел крушение, пробраться к месту аварии желающие могли практически без помех, то в среду плотный кордон из военных, патрульных полицейских и сотрудников дорожной полиции был выставлен за полтора километра. Сквозь оцепление пропускают лишь спецмашины силовиков... Стоящие в оцеплении люди в погонах немы как рыбы. Собственно, молчат не только они. Практически все чиновники Южно-Казахстанской области - как в первые часы трагедии, так и на следующий день - отказывались общаться с прессой. Единственным, кто заговорил с репортерами, стал экстренно прилетевший в Сайрам в среду глава КНБ Нуртай АБЫКАЕВ.
По его данным, военнослужащие, находившиеся в самолете Ан-72, возвращались в Шымкент с заседания военного совета Погранслужбы КНБ РК, которое происходило 25 декабря в Астане. Абыкаев отметил, что полковник Стамбеков и его заместитель летели в Шымкент, чтобы вместе с сотрудниками регионального управления “Онтустик” подвести итоги работы за 2012 год… Кроме того, глава КНБ рассказал о том, что самолет, в котором летели пограничники, был выпущен в декабре 1990 года, а в 2012-м прошел ремонт на заводе “КБ Антонов”. По словам г-на Абыкаева, экипаж судна состоял из опытных специалистов.

Между тем наш источник, не один год проработавший в сфере военной авиации, сообщил свою версию случившегося, представляющуюся ему самой вероятной:
- Причина авиакатастрофы в замерзании топлива. В керосине всегда есть вода, которая оседает на дно бака, потому что она тяжелее керосина. Затем вода поступает к топливным форсункам, замерзает в морозную погоду, забивает форсунки, препятствуя поступлению керосина. Вследствие чего останавливаются два двигателя одновременно. Чтобы этого не было, в топливо обязательно надо добавлять специальные зимние присадки. Скорее всего, специальная служба на военном аэродроме не сделала этого или добавила присадки в малом объеме, что и привело к крушению самолета.
Источник исключил, что Ан-72 мог столкнуться с холмом, потому что у самолета был радиомаяк, который указывает близость земли или холма. Если радиомаяк не сработал, то есть другой прибор - радиовысотомер, который показывает, сколько метров осталось до земли. А кроме того, в аэропорту Шымкента самая современная аэронавигация, которая бы предупредила летчиков о земном рельефе.

Зауре МИРЗАХОДЖАЕВА, Шымкент, Лейла БАСАРОВА, Астана, фото Зауре МИРЗАХОДЖАЕВОЙ, Николая УСТИНОВА и Виталия НЕСЕНЮКА

Вчера память погибших минутой молчания почтили в Пограничной службе КНБ и на пленарном заседании мажилиса. Президент Нурсултан НАЗАРБАЕВ и премьер-министр Серик АХМЕТОВ выразили соболезнования родным и близким погибших. 27 декабря в стране объявлен национальный траур.

Наша справка

Ан-72:
Максимальная взлетная масса - 34500. Крейсерская скорость - 600 км/ч. Полезная нагрузка - 68 солдат. Экипаж - 3-4 чел. Практическая дальность - 4800 км.
По данным КНБ, военно-транспортный самолет Ан-72 был выпущен в декабре 1990 года. В 2012 году он прошел восстановление ресурса на авиаремонтном заводе “КБ Антонов” в Украине. Экипаж самолета состоял из опытных военных летчиков и специалистов.

Комментарии в тему

Шмидт САБИРОВ, председатель союза “Федерация профсоюзов авиационных работников Республики Казахстан”:
- На этом самолете я не летал, но знаю, что он очень надежный. Можно только предположить, что из-за тяжелых погодных условий и снежной бури начались проблемы с обледенением корпуса. А это может серьезно повлиять на аэродинамические характеристики, управляемость и прочее. На Ан-72 есть специальная противообледенительная система. Возможно, летчик не успел включить ее вовремя. Или начались какие-нибудь сбои... Учитывая, что он совершал четвертый разворот на высоте 800 метров, значит, не мог сразу посадить борт. Заход на посадку и посадка - самые сложные элементы в работе пилота. Конечно, есть и другой момент. Военные летчики в отличие от гражданских не выполняют регулярных рейсов и летают от случая к случаю. Поэтому и опыта у них меньше. Отсутствие постоянной практики - это проблема нашей профессии.

Бахытжан ЕРТАЕВ, депутат мажилиса, бывший начальник Генштаба Вооруженных сил Казахстана:
- Наша задача сейчас - сделать все возможное, чтобы исключить подобные случаи. Мы должны сегодня определить один орган, который будет отвечать за организацию полетов всех ведомственных самолетов. Желательно, чтобы все летательные аппараты силовых структур находились под контро­лем Министерства обороны. Если кому-то надо лететь - пожалуйста, заказывайте борт за два-три дня. Обслуживающий персонал проведет всю необходимую подготовку к полету - и летите.

Серикжан МАМБЕТАЛИН, политик:
- Очень грустно, что такая беда случилась с казах­станскими пограничниками. Происшествие активно обсуждают в Интернете, и есть пользователи, которые считают, что самолет упал не просто так. Да, это вполне могла быть диверсия. Не хотелось бы, конечно, в это верить, но и этот вариант исключать нельзя. Мне кажется, все эти трагедии с погранвойсками - показатель того, что система дает сбой.

Список погибших в авиакатастрофе:

командир экипажа - майор НУРАХМЕТОВ Марат Турсунович,
штурман - майор ГОЛУБЕВ Олег Александрович,
старший бортмеханик - капитан УСЕНОВ Марат Еркенович,
помощник командира - старший лейтенант ЛУКПАНОВ Аслан,
старший бортмеханик - прапорщик ВОЛОГЖАНИН Александр Петрович,
старший бортмеханик - сержант МЫСАЕВ Ренат Канапиянович,
бортпроводник - сержант ДОЛАНБАЕВА Гульнур Жунисовна,
директор Погранслужбы КНБ Казах­стана полковник СТАМБЕКОВ Турганбек Мухаметкалиевич,
СТАМБЕКОВА Сауле Айтмуханбековна (супруга),
исполняющий обязанности начальника Главного управления ПС полковник НУРЛАШЕВ Ергали Нургазинович,
исполняющий обязанности начальника регионального управления “Онтустик” полковник ДОЦЕНКО Павел Михайлович,
заместитель начальника РУ “Онтустик” полковник БАЗАРБАЕВ Кайрат Кулькешевич,
начальник отдела ПС полковник КАБДЫЛ­ГАЗЕЗОВ Канатбек Токтарбекович,
начальник управления ПС полковник МАХАЕВ Ерлан Мейрамбекович,
старший консультант ПС подполковник ДМИТРИЕВ Александр Игорьевич,
начальник штаба отдела пограничного контроля “Ленгер” подполковник КУЩЬ Валерий Николаевич,
командир отдельного инженерно-саперного батальона подполковник КОЖАХМЕТОВ Бауржан Заркумович,
начальник отдела пограничного контроля “Мерке” майор ИБРАЕВ Алмаз Шаймухамбетович,
комендант комендатуры охраны и обеспечения ПС подполковник ДОСЫБЕКОВ Саулебай Сатыбалдиевич.

Начальники пограничных отрядов РУ “Онтустик”:

подполковник РАХМАН Вячеслав Александ­рович,
подполковник РАХМАН Александр Александ­рович,
подполковник МУХАМАДИЕВ Кайрат Ахметкалиевич,
подполковник ШУКАНОВ Аманбек Пердешбекович,
подполковник АЙТМАНБЕТОВ Асуан Бакбер­генович.

Военнослужащие РУ “Онтустик”:

старший лейтенант ФИЛИПКО Анатолий Олегович,
старший сержант КОНАКБАЙ Максат Жумабайулы,
младший сержант ВЯЗИКОВ Павел Константинович.

Поделиться
Класснуть