Танки Евгея ещё как боятся!
В Алматинской области наш корреспондент принял участие в смертельно опасной спасательной операции по вызволению из снежного плена трех своих друзей.
В8.22 минувшей пятницы тревожно зазвонил мобильник.
“Сандугаш, спаси нас! На 98-м километре автодороги Ушарал - Достык, перед перевалом Ыргайты, мы попали в снежный капкан. Ветер ураганный, не можем даже на метр продвинуться вперед. Видимость нулевая. Нашу “ГАЗель” засыпало снегом, а вокруг ни души! - кричала в трубку Лена ДМИТРЮК. - Мы позвонили в службу спасения “112”, там зарегистрировали наше сообщение и сказали, чтобы мы ожидали помощи.
Друзья-коммерсанты выехали ночью с новогодними подарками для детишек на приграничную железную дорогу Достык... Участок дороги через перевал Ыргайты - это узкий каньон, окруженный с обеих сторон горными хребтами, в котором образуется природная аэродинамическая труба. Воздух во время движения через этот узкий проход сжимается и увеличивает свою скорость. Бывали случаи, когда сильный боковой ветер переворачивал составы поездов и большегрузные автомашины! Поэтому дальнобойщики прозвали это место дорогой смерти.
С начала зимы автотрасса с 95-го по 120-й километр становится головной болью как для водителей, так и для спасателей. Почти каждый день в снежном плену оказываются и техника, и люди. Ураганные ветра Евгей и Сайкан свирепствуют не на шутку, но когда они начнутся, не может сказать никто.
…Я быстро обзвонила акимат, дежурную часть РОВД и ОЧС Алакольского района, передав номера мобильных телефонов зимних пленников, а сама выехала в Ушарал, чтобы проследить за спасательной операцией - друзья же в беде! Тем временем службы экстренного реагирования сформировали и направили на поиск первую группу.
Автоцистерна на базе “Урала” выехала из райцентра в сторону станции Достык, но смогла добраться лишь до 93-го километра. Было предпринято еще несколько попыток доехать до участка, где люди терпели бедствие, но боковой ветер чуть не сносил автомобили с дороги, и им тоже пришлось вернуться в Ушарал.
После этого спасатели запросили помощь у военных. Из мотострелковой бригады в/ч 40398 был направлен тягач на гусеничном ходу, автомашины УАЗ и КамАЗ. Но техника выехала только в 16.15. Между тем температура воздуха в районе Ыргайты опустилась до отметки минус 30 градусов, скорость ветра достигла 25-30 метров в секунду!
В 16.30 мои друзья сообщили, что у них кончился бензин и дальше уже невозможно обогревать салон.
Для военного тягача на гусеничном ходу, по идее, не может быть препятствий в виде снега, бездорожья и сложных рельефов. Но даже ему оказалось не под силу добраться до нужной точки.
- Видимость нулевая, так что вся техника возвращается с 93-го километра, - сказал начальник ОЧС Алакольского района Еркин БЕЛЬДЫБАЕВ.
Меня абсолютно не устроили эти объяснения, захотелось самой все увидеть и сказать: “Не умеете работать!”. И мы с подполковником Бельдыбаевым двинулись в путь. То, что предстало взору, дорогой не назовешь. Правильнее будет сказать направление, и то смутное. Не свернуть с него первые километры помогли палки и вешки, воткнутые по обеим сторонам трассы. Пластмассовые бутылки, покрашенные в черный и красный цвета, насадили на них местные жители, чтобы в буран иметь хоть какой-то ориентир. Уже стемнело, и в какой-то момент показалось, что мы попали в черную комнату без окон и дверей и за нами тут же захлопнули дверь. Это был только 92-й километр. С трудом удержав в равновесии внедорожник, мы вынуждены были повернуть обратно.
По рации Бельдыбаеву передали, что тягач не смог добраться к пострадавшим, увяз в снегу. Эта же участь постигла КамАЗ и УАЗ военных. Пришлось уповать на чудо, что три человека, которым предстояла ночевка в холодном автомобиле, как-нибудь протянут еще несколько часов.
К счастью, утром мобильная связь с ними еще была, так что ребята рассказали, как “весело” провели ночь.
- Обогревали салон паяльной лампой. Насколько это было возможно, растирались водкой. По возможности двигались, не давали друг другу заснуть, - тараторила вконец продрогшая Елена. - Нам кто-то посоветовал принять внутрь, но я-то знаю, что в таких случаях это - верная смерть. И теплоотдача пойдет колоссальная, и сморить может. А разбудить будет некому.
Тем временем между МЧС и Минобороны было достигнуто соглашение о выделении еще одного тягача. А руководство областного спасательного ведомства отправило в зону бедствия два КамАЗа высокой проходимости из оперативно-спасательного отряда ДЧС Алматинской области и ПЧ-22. И то, что не удалось сделать военным с их “танками” на гусеничном ходу, удалось сделать спасателям! При тех же погодных условиях они стали пробивать дорогу, и к десяти часам вечера 22 декабря добрались до занесенной снегом “ГАЗели”.
- Чтобы забрать из машины замерзших, но живых людей, пришлось сделать своеобразный щит из корпусов КамАЗов. Ветер был настолько сильный, что, окажись кто-то без прикрытия, унесло бы в считаные секунды, - говорит замначальника ДЧС Алматинской области Мират КАБЫЛОВ.
А спасенные говорят, что такой теплой встречи в их жизни еще не было.
- Нас сразу напоили горячим чаем, укутали в теплые одеяла. Да просто видеть лица людей было неимоверным счастьем! - вспоминает Владимир НОСИК. - Когда ехали обратно, наткнулись на тягач. Он застрял в снегу всего лишь метрах в 70 от нас.
Грузовая “ГАЗель” по-прежнему остается на месте заноса. Погода за эти дни ничуть не улучшилась. Более того, на станции Достык скопилась не одна сотня большегрузов, около сотни фур стоят на Ушаральском посту “Рубеж”. Дорога Ушарал - Достык закрыта для движения любого вида транспорта. Кроме того, введено ограничение движения на трассе Алматы - Усть-Каменогорск. А синоптики пока не обещают улучшения погодных условий.
Сандугаш ДУЙСЕНОВА, фото автора, Алматинская область