8457

Свидетель джихада

Около трех месяцев в актюбинском СИЗО находятся трое местных жителей, которых обвиняют в терроризме. Бывшие студенты колледжа 17, 18 и 19 лет, по версии чекистов, намеревались взорвать завод, выпустивший водку с надписью “Аллах”. Однако родители обвиняемых уверены: их детей под статью подвел некий человек по кличке Абу Саид.

- Знакомьтесь, я мать “террориста”! - с горькой улыбкой произносит Анар АХЕТОВА. - Теперь только так и представляюсь всем. А это мои подруги по несчастью...
В небольшой комнате кроме Анар-апай находятся еще две женщины - Светлана ЖАКАЕВА и Батима ТЕНИЗБАЕВА. За последние три месяца таких сходок в доме Ахетовой, на которых женщины строчат письма и жалобы в различные инстанции, листают Уголовный кодекс РК и просто плачут, глядя на фотографии своих родных, точно не счесть. Сын Анар Ахетовой, Саламат, с сентября этого года находится в СИЗО. Вместе с ним за забором с колючей проволокой сидят сын Жакаевой Аслан и брат Тенизбаевой Нурсултан.
- Мой сын Саламат два года назад начал читать намаз, и я уверяю, что все это время он посещал городскую старую мечеть, которая является филиалом ДУМК, где имеется официальный имам, ведутся официальные, стало быть, нормальные проповеди, - начинает свой разговор Анар Ахетова. - А теперь, видите ли, он террорист, готовился к джихаду и подбивал на это дело своих друзей!
Все трое до задержания учились в разных колледжах областного центра. Аслан, к примеру, мечтал стать кондитером, поскольку с детства увлекался кулинарией, Нурсултан - бухгалтером, ребята долгие годы дружили и, чуть повзрослев, вместе по пятницам стали посещать мечеть.
- Саламат в начале лета этого года в одном из компьютерных клубов Актобе познакомился с неким Асхатом САКЕНОВЫМ, - рассказывает Анар-апай. - Он, как выяснилось, тоже посещает городскую мечеть, ему 23 года, и он оказался очень приятным молодым человеком. По крайней мере, такое он на нас произвел впечатление, когда мы приглашали его во время уразы на ауыз-ашар. Нам небезразлично, с кем наши дети водят дружбу. А Асхат, как нам показалось, хороший человек.
По словам женщин, ребята стали тесно общаться, часто ходили друг к другу в гости, а Сакенов, несмотря на то, что является безработным и с семьей снимает квартиру, часто приглашал Саламата, Аслана и Нурсултана на природу, где беседы в основном велись на религиозные темы.
- Летом этого года на всю респуб­лику “прославился” наш местный завод, который выпустил водку с надписью “Аллах”. Это вызвало общественный резонанс, - включается в разговор мать Аслана Светлана Жакаева. - Как выяснилось позже, эту тему обсуждали и наши дети вместе с Асхатом Сакеновым. И именно он - по крайней мере, на допросе наши дети дали одинаковые показания - уговаривал ребят наказать завод, а для этого организовать джихад!
- Но Саламат, Аслан и Нурсултан, когда речь зашла о джихаде, лишь рассмеялись в ответ на предложение Сакенова, - говорит Анар-апай.
Но после и начались, собственно, сами проблемы.

По словам женщины, 3 сентября этого года ее сын Саламат спешил на практику. У остановки его окликнул мужчина, вышедший из автомобиля. Следом выскочил второй, скрутил руки юноше, после чего его доставили в ДКНБ. В этот же день были задержаны Аслан и Нурсултан.
- Сына задержали утром, а известили нас об этом после обеда, - говорит Анар Ахетова. - За это время в нашем доме провели обыск, но ничего - ни оружия, ни книг подозрительных, ни дисков с сомнительными роликами - не нашли.
- А в моем доме нашли пакет с книгами на арабском языке, - говорит мать Аслана Светлана Жакаева. - Это книги Сакенова, которые он у нас оставил. Чекисты сперва забрали эти книги, а потом вернули. Сказали, что ничего страшного в них нет и я могу их… сжечь! Но я принципиально не жгу, мало ли что, даже в суд их понесу!
Родные подследственных уверены: их детей подставил Сакенов.
- У меня на руках официальный ответ на мой запрос от следователя ДКНБ, в котором говорится, что Сакенов проходит свидетелем по нашему делу и что он вообще уже неоднократно проходил свидетелем… по таким же делам! - говорит Анар Ахетова. - Это и подозрительно. Раз он уже неоднократно был свидетелем, стало быть, знает об опасности таких вещей, как джихад и все остальное. Что же он изначально слушал моего сына-“террориста”, вел с ним дружбу и так далее?
Сейчас, по словам родных Саламата, Аслана и Нурсултана, в деле фигурирует видеозапись, которая свидетельствует о причастности ребят к терроризму.
- Она сделана в квартире Сакенова, куда он пригласил их в гости в июле этого года. Судя по ракурсу, видеокамера была вмонтирована в телевизор. Ребята говорили позже, что он не давал им включить телевизор! - говорят Светлана Жакаева и Анар Ахетова. - При этом сам Асхат нечасто попадает в камеру, просто ходит туда-сюда и особо ничего не говорит. Хотя наши дети говорили, что он им задавал вопросы, а сам в основном молчал. Вопрос: откуда в телевизоре Абу Саида - так называют Сакенова остальные верующие, которые знакомы с ним, - видеокамера?! Мы уверены: Сакенов - подставное лицо! Сколько раз при очной ставке ему говорилось, зачем он так поступает, дети сказали ему в лицо то, что он до этого им “пел”. Сакенов молчал, а следователи кричали на нас: мол, мы не имеем права задавать Сакенову такие вопросы!

По словам женщин, за три месяца они неоднократно писали письма и отправляли теле­граммы президенту страны, генпрокурору, прокурору области, в КНБ и прочие ведомства, однако ни одного ответа за это время не последовало.
- Вот как работают наши органы национальной безопасности, - возмущается Анар Ахетова. - Отпускать в наше время детей в мечеть становится небезопасно, так как может появиться такой вот свидетель!

Антон МОЛДИН, фото автора, Актобе

Вместо P.S. Нашему корреспонденту не удалось получить комментарий в ДКНБ по Актюбинской области.

Поделиться
Класснуть