11241

Герои бумажной войны

Чиновникам Костанайской области, возможно, скоро придется отвечать на не­удобные вопросы. Председатель общественного объединения “Дети войны” Виктор СИНЕЛЬНИК (на снимке) на днях обратился в прокуратуру с просьбой пресечь самодеятельность местных бастыков. Синельник уверен: они нарушают Конституцию.

Ситуация с “Детьми войны” - замечательная иллюстрация того, что на самом деле представляют собой отношения между государством и гражданским обществом. Партнерством, о котором говорится так много на разных уровнях, здесь и не пахнет, а порой доходит до откровенно безосновательных запретов.
- Только в Костанайской области живут десятки тысяч людей, родившихся с 1933 по 1945 год, - говорит В. Синельник. - Это действительно дети войны - те, кто пережил страшные годы, кто провел свое детство на войне и в непосильных трудах. Эти люди сегодня мало защищены в социальном плане. Имеющие 40-50-летний трудовой стаж старики, награжденные орденами и медалями за трудовые подвиги, в массе своей имеют минимальные пенсии, обойдены вниманием и заботой. Поэтому мы и решили создать организацию, которая занялась бы защитой интересов детей войны.
Костанайцы стали первопроходцами: сейчас подобные НПО начали организовываться по всей стране. Здесь же госрегистрация была получена 8 июня сего года. Правда, с превеликим трудом.
- Официального признания мы добивались в течение двух лет! - утверждает мой собеседник. - Но даже подумать не могли, что преодоленные нами сложности при получении регистрации покажутся нам сущими пустяками, когда мы начнем жить и работать официально.

Стать членами новой НПО захотели многие. Чтобы избавить их от поездок в областной центр, Синельник стал на местах организовывать прием заявлений о вступлении в организацию. Но первая же попытка обернулась скандалом. В селе Аманкарагай местная власть сделала все, чтобы новоявленные активисты умерили свой гражданский пыл.
- Я успел поработать на приеме заявлений только несколько дней, - рассказывает ветеран Жамантай УАКБАЕВ, - как вдруг аким села Аулиехан МУКУШЕВ потребовал все прекратить. Он кричал и возмущался, говорил людям, чтобы они уходили, чуть ли не мошенником меня выставил, привел с собой полицейского. Сильно возмущался, что мы установили вступительный взнос для своих членов в размере 100 тенге…
Старик Жамантай показал акиму документы: свидетельство о регистрации ОО “Дети войны”, устав организации и даже Закон “Об общественных объединениях”. Но, как выяснилось, бдительного бастыка ничем таким не проймешь. Пришлось Уакбаеву искать помещение для приема заявлений в частной фирме, а вскоре и вовсе перебазироваться к себе домой. Теперь в этом доме нет покоя: то и дело кто-то звонит или приходит, люди из окрестных сел и деревень очень интересуются новой НПО.
Вынуждена вести аналогичную работу на дому и жительница Рудного Анвара ХАСАНОВА. Правда, она человек опытный и закаленный в делах общения с властями. Много лет Анвара Фазылжановна является руководителем местной ветеранской организации и уже поднаторела в общении с чиновниками. Те, впрочем, тоже многому у нее научились.
- Какой-нибудь площади для приема заявлений от стариков нигде получить не удалось, и люди стали приходить ко мне домой, - рассказывает она. - А вперемежку с ними и “засланные казачки”. Придет такой и просит показать бумаги: а где, мол, разрешение, а на каком основании?.. Уходили ни с чем, потому что у меня с документами все в порядке. Но в местной проакиматовской газете вскоре вышла статья, в которой наша работа была поставлена под большое сомнение. Тем не менее я одна за короткое время набрала 1 357 новых членов. Вот как необходимо старикам это общественное объединение!..
“Дети войны” планировали в октябре провести в Костанае конференцию, но и местные бастыки тоже не дремали.
- За два дня до мероприятия мне сообщили об отказе в предоставлении помещения в школе детского творчества, - говорит Виктор Синельник. - Мы дали отбой участникам и срочно стали искать другое место. Нашли в Доме дружбы. И что вы думаете? История повторилась! Из разговора с руководством этого учреждения я понял, что и это был с их стороны вынужденный шаг… Пришлось провести конференцию буквально на улице.
- Я никак не могу понять: не­ужели аманкарагайский аким и его коллеги не хотят знать и чтить Конституцию и законы нашей страны? - удивляется Жамантай Уакбаев. - Почему они нарушают наши демократические права?

Посокрушавшись, Синельник со товарищи взяли да и отправились в Астану. Там они встретились с депутатами сената, рассказали о своих бедах. И - о чудо! - нашли поддержку. Да еще и передали принятое во время конференции открытое письмо, адресованное правительству, сенату и мажилису. В нем старики заявляют о необходимости принять закон “О ветеранах”, в котором содержались бы положения об участниках войны, детях войны и ветеранах труда. Так что врешь, бастык, просто так их не возьмешь!..
Правда, до сих пор особых подвижек в праведном стариковском деле не случилось. Никто так и не спешит зажечь зеленый свет активистам, несмотря на абсолютную законность их действий.
- Я устал доказывать, что политикой мы не занимаемся, - утверждает Виктор Моисеевич. - Мы не принимаем участия ни в какой партийной деятельности, но в то же время готовы сотрудничать со всеми партиями, которые могут помочь старикам защитить их права. Капля камень точит. Когда “Дети войны” станут республиканским объединением, уверен, с нами начнут считаться.

Ну а пока Синельник надеется на защиту надзорного органа, куда он отнес заявление с подробным рассказом о том, какую нелегкую жизнь устроили местные власти официально зарегистрированной общественной организации. Участники которой, между прочим, никогда не жили просто, легко и свободно…

Стас КИСЕЛЁВ, stas_kiselev@rambler.ru, фото автора, Костанай

Поделиться
Класснуть