Люби не себя в рекламе, а рекламу - в себе
Довелось прослышать мне, о продвинутые в делах великого и могучего Интернета пользователи, что есть где-то в просторах Великой Сети страна, где заправляет всем многоликая и ужасная фурия по имени Реклама. Она постоянно меняет свой лживый облик, то притворяясь безобидным, но назойливым Спамом, то облачаясь в роскошные одеяния благородного Пиара. И всякий, кто живет в той стране, не может устоять перед чарами этой коварной дамы, соблазняясь ее сладкими обещаниями стать верной и преданной возлюбленной, не замечая, как превращается в ее жалкого и безвольного раба. И даже дети в той стране не ложатся спать, пока не посмотрят на ночь по телевизору какую-нибудь добрую рекламную сказку.
Говорят также, что в той стране многомудрый сенатор Жабал ЕРГАЛИЕВ, о промоутер наказов народных, обратился к правительству с просьбой перенести игорные заведения из Борового в пустующие северные зоны. “Одна важная проблема, которая вызывает обеспокоенность, в том, что в скором времени мы не сможем насладиться красотой Бурабая, умыть лицо его прохладными и чистыми водами, подышать свежим воздухом в связи с тем, что Бурабай быстро превращается в центр игорного бизнеса”, - озабоченно сокрушался Ергалиев, озвучивая свой запрос. И для большей убедительности стал он перечислять дома отдыха и молодежные центры, которые по волшебству факиров игорного бизнеса превратились в казино с красивыми и непонятными названиями. Только не назвал он адресов этих увеселительных заведений, телефонов и часов работы.
И все, кто слушал эти дозволенные речи, никак не могли взять в толк, что же именно рекламирует уважаемый Жабал Ергалиевич: то ли существующие казино, то ли пустующие северные земли, то ли свою неуемную заботу о жемчужине родной природы.
И только один многопрозорливый председатель сената Кайрат МАМИ, о законодатель из законоблюстителей, сразу раскрыл тайну коварного замысла вверенного ему депутата и прямо, по-прокурорски, молвил следующие речи: “Я никогда не комментировал наших коллег. Депутатский запрос - это работа каждого депутата, и нет необходимости его читать полностью и создавать дешевую рекламу. Это на будущее”. И чтобы правильно поняли его, добавил: “Те доклады, которые мы озвучиваем здесь, они публикуются на полосах газет, выходят на телевидении. Но, что касается депутатских запросов, наверное, нет необходимости полностью их читать”. И все правильно поняли многоопытного Кайрата Абдразаковича, да хранит его перст указующий, и разнесли его многомудрые речи по газетам, телеканалам и другим интернет-ресурсам. И удивились все удивительным способностям спикера, который и с самой всесильной Рекламой в бой вступил, и себя пропиарил.
А еще говорят, что луноликая депутат мажилиса Дарига НАЗАРБАЕВА, да пребудет с ней ее чарующий голос, похоже, не слышала речей, что произносились в верхней палате парламента, и вступилась за прекрасную даму по имени Реклама. Внимая на парламентских слушаниях по вопросу обеспечения населения жильем главе Агентства по делам строительства и ЖКХ Серику НОКИНУ, уважаемая мажилисвумен честно заявила: “Не хватает информированности населения в этих вопросах, отсюда и сомнение, и недоверие порождаются. Поэтому вам нужно обратить большое внимание на широкую разъяснительную неустанную работу - изо дня в день. Вот как порошки стиральные рекламируются в эфире, точно так же жилищная программа должна рекламироваться”. И все, кто слышал эти проникновенные речи, вспомнили, что подобный совет уважаемая Дарига Нурсултановна уже давала Министерству труда и социальной защиты населения. “Когда мы смотрим коммерческую рекламу, почему мы запоминаем то или иное название стирального порошка, или моющего средства, или йогурта? Потому что реклама крутится постоянно. Назойливая, с утра до вечера, на протяжении длительного периода времени”, - говорила она тогда. И поняли все, что у госпожи Рекламы в стране есть надежная защита в лице влиятельной особы, которая на личном опыте знает, чего стоит раскрутка начинающей певицы.
Дошло до меня также, что слова Дариги Нурсултановны достигли ушей премьер-министра Серика АХМЕТОВА, да пребудет с ним хороший слух, поэтому он решил личным примером показать, как надо рекламировать госпрограммы. Не далее как на недавнем заседании правительства многоопытный премьер поручил Министерству труда и социальной защиты населения республики разработать систему оценки программы “Занятость-2020”. “Вот уже заканчивается второй год этой программы, пришло время введения системы оценки ее эффективности. На основе экспертных оценок мы должны четко видеть, где она дает эффект, а где движется сама по себе. Поэтому надо будет внимательно посмотреть”, - сказал Серик Ныгметович, и все внимательно посмотрели туда, куда он указывал. Но видя, что некоторые смотрят не туда, многопрозорливый Ахметов заметил: “Надо обратить внимание на эффективность тех мер, которые будут при реализации, жесткий контроль должен быть. Профессиональное обучение, которое сопровождается выделением достаточно серьезных денег. Микрокредитование мы увеличили в 3,5 раза. Выдачу этих денег они не должны воспринимать просто ради обучения. Должен быть жесткий контроль, и он должен быть взаимоувязан с потребностями региональных рынков труда”. И поняли министры и другие члены правительства, которые были на том заседании, что им всем еще предстоит учиться, учиться и учиться в деле рекламирования госпрограмм.
Говорят также, что в последнее время ощущалось тлетворное влияние грязной рекламы, которая идет с загнивающего с жиру Запада. Так, например, вредоносное агентство Bloomberg распространило заявление, что некоторые не в меру щепетильные инвесторы БТА Банка обвинили своего главного акционера - фонд национального благосостояния “Самрук-Казына” - в совершении мошеннических действий. Не стесняясь в выражениях, они прямо пишут в своем заявлении: “Фонд “Самрук-Казына” и БТА разработали схему, чтобы обойти ограничения на экспресс-дивиденды”, и не к месту уточняют: “Схема была реализована БТА Банком, который выплачивал фонду “Самрук-Казына” проценты по депозитам на 10 процентов выше рыночной ставки”.
Но доблестные менеджеры “Самрук-Казыны”, да пребудут с ними высокие дивиденды доверия, не стали поддаваться на подобные нечистоплотные провокации и смело заявили, что не получали никаких официальных уведомлений от американского суда о предъявлении исков от кредиторов БТА Банка. И все поняли, что уважаемое самим собой агентство Bloomberg распространило самый обычный спам, выдавая его за выкокачественную рекламу.
И чтобы уже ни у кого не возникало ни малейших сомнений в чистоте помыслов и рук неутомимых тружеников фонда “Самрук-Казына”, всем любопытствующим представили пред ясные очи пресс-релиз БТА Банка, в котором рассказывается об успехах реструктуризации его задолженности.
“Мы рады, что наша масштабная работа, проводимая на протяжении последних нескольких месяцев, привела к успешным результатам на внеочередном общем собрании акционеров и собрании кредиторов. План реструктуризации является результатом совместных усилий руководства банка и комитета кредиторов, и подавляющее большинство заинтересованных лиц проголосовало в его пользу. Мы бы хотели выразить искреннюю признательность правительству Республики Казахстан, Национальному банку и Комитету финансового надзора, нашему основному акционеру - “Самрук-Казына”, а также всем нашим консультантам, чей опыт и профессионализм оказались бесценными для банка в процессе реструктуризации. Мы бы также хотели поблагодарить всех наших клиентов и партнеров за их постоянную и решительную поддержку банка”, - приводятся в пресс-релизе слова председателя правления АО “БТА Банк” Ерика БАЛАПАНОВА, да пребудет с ним ставка, большая, чем жизнь.
И все, кого упомянул в своих речах достойнейший банкир, с благодарностью подумали про себя: “Это даже не реклама - это пиар духа какой-то!”.
Рашид ГАРИПОВ, e-mаil: garipov@time.kz, Владимир КАДЫРБАЕВ, художник, e-mail: kadyrbaev@time.kz