Дюймовочка идёт на войну
Глянешь на нее - школьница! Класс девятый, не старше. Маленькая - рост 150 сантиметров. Хрупкая. Взгляд растерянного ребенка, ищущего маму в толпе… Сложно поверить, что эта девочка после пяти лет упорной борьбы посадила на скамью подсудимых афериста, присвоившего квартиру ее умершей бабушки в Семее, пока она с братом находилась в детском доме! Вот только хеппи-энда у этой истории нет. В то время, когда мошенник, добиваясь амнистии со своим адвокатом, уже дошел до Верховного суда, круглая сирота Света БУЧИНА по-прежнему вынуждена снимать угол в Усть-Каменогорске.
Сейчас Светлане 23 года. Когда она узнала, что в Семее какие-то незнакомцы “берегут” для нее с братом бабушкину квартиру, ей едва исполнилось восемнадцать. Шел 2008 год. Она тогда только вышла из Науалинского детского дома Урджарского района Восточно-Казахстанской области, о котором не любит вспоминать. Оттуда ее отправили в Шемонаиху, в профессиональный лицей № 9. Там-то социальный педагог, просматривая ее документы, и обнаружила договор от 25 сентября 2001 года, где говорилось, что директор детдома сдает в аренду некой А. М. СИЛАНТЬЕВОЙ квартиру бабушки Светы и Юры Бучиных, обязуясь содержать ее в порядке и освободить по первому требованию детей!
- Я никогда не забуду бабушку. Только она о нас заботилась, - девушка смахивает слезу с ресниц. - Баба Даша - папина мама. Но даже после его смерти от злоупотребления алкоголем мы часто к ней приезжали погостить из Шемонаихи. Через два года нашу маму за пьянство лишили родительских прав. Баба Даша хотела, чтобы мы с братом остались жить у нее. Но ей уже тогда было 85 лет! Она сильно болела. И у нее не получилось оформить над нами опеку. Нас забрали в детдом. Больше я не видела бабушку. А в 2001 году, через два года после нашей разлуки, она умерла. Я узнала об этом только в 2005-м из письма брата…
Не теряя времени, Света с социальным педагогом выехала из Шемонаихи в Семей. Они без труда нашли бабушкину квартиру на последнем этаже в четырехэтажном доме по улице Чайковского. Но им там никто не открыл. Соседка поведала, что недавно какая-то женщина купила квартиру ее бабушки для своей дочки…
С того момента Света вступила в бой за жилье, которое принадлежит ей по праву. Неравный бой. Целый год ушел только на то, чтобы собрать документы, подтверждающие ее права на квартиру.
В 2009 году после обращения к адвокату, которая согласилась помочь фактически бесплатно, от Светы наконец-то приняли заявление в областную прокуратуру о привлечении к уголовной ответственности лиц, завладевших чужой квартирой путем мошенничества. Тогда девушка и узнала о существовании… решения Семипалатинского суда от 22 июня 2006 года о признании законной сделки по продаже квартиры покойной Дарьи Бучиной супругам А. Силантьевой и Г. КАРАВАЙ. Весной 2010 года Света обратилась в Верховный суд с ходатайством отменить решение суда, поскольку на тот момент она была несовершеннолетней и не могла защищать свои права. И добилась своего! Верховный суд отправил дело в первую инстанцию на новое рассмотрение.
Супруги кинули все силы на свою защиту. По их словам выходило, что у Дарьи Бучиной… нет родственников. С 1999 года они якобы проживали вместе с одинокой бабушкой, ухаживали за ней до самой смерти и взяли расходы на ее погребение на себя. Однако множество свидетелей в один голос утверждали, что за бабой Дашей ухаживали социальные работники. Скончалась она в больнице Красного Креста. Похоронили ее за государственный счет. А Каравай с Силантьевой появились у двери старушки только после ее смерти в 2001 году. По словам председателя КСК, сначала незнакомая женщина попросилась там пожить. Но ей дали от ворот поворот, разъяснив, что покойная завещала свою квартиру любимым внукам Свете и Юре и она очень переживала, что ее кровиночки попали в детдом. Силантьева ретировалась. А в скором времени вернулась с тем самым договором аренды, подписанным директором Науалинского детского дома Урджарского района!
Одно существование этого договора в пух и прах разбило главный довод авантюристов - якобы на основании частной расписки от 28 марта 2001 года они приобрели у Бучиной ее квартиру за 50 тысяч тенге. Мол, бабушка обязалась оформить сделку купли-продажи после своего выздоровления, но не успела… Спрашивается: почему на момент составления договора расписки не было, а через пять лет она вдруг возникла? В результате суд Семея признал сделку купли-продажи квартиры Дарьи Бучиной недействительной. Против супружеской четы аферистов было возбуждено уголовное дело по обвинению в мошенничестве. Силантьева подалась в бега. А 59-летний Геннадий Каравай все же оказался на скамье подсудимых. И как он ни выкручивался, его вина нашла в суде полное подтверждение. Вот только почему-то директор Науалинского детдома Урджарского района, благодаря которому квартира сирот оказалась в руках мошенников, остался вне подозрений!
По его словам, он отдал в аренду квартиру воспитанников людям (которых он видел впервые в жизни!), потому что у детдома не было средств ее содержать. А Силантьева с Каравай пообещали оплачивать все коммунальные расходы и произвести в ней ремонт. Но если директором на самом деле руководили благие помыслы, почему он не расторг договор с супругами сразу после того, как в 2004 году председатель КСК довела до его сведения, что Силантьева пытается оформить квартиру на себя для последующей продажи? Почему, когда Юрий Бучин в 2005 году вышел из детдома, директор не соизволил ему сказать, что существует договор, по которому он может выселить из бабушкиной квартиры чужих людей? Теоретически Юра еще мог это сделать! Ведь мошенники лишь на следующий год оформили на себя квартиру и сразу продали…
Но суд признал виновным в случившемся лишь одного Каравай, приговорив его к трем годам лишения свободы в колонии общего режима с конфискацией имущества. Добиваясь помилования, он не предпринимает ничего, чтобы возместить материальный ущерб сиротам.
Спрашивается: а почему после победы в суде Света с Юрой еще не стали законными владельцами бабушкиной квартиры? Все просто. После незаконной сделки квартира уже несколько раз переходила из рук в руки. По закону ее последние хозяева - добропорядочные покупатели, а значит, никто не вправе лишить этих людей их приобретения.
Но Света не оставляет попыток добиться права собственности на бабушкину квартиру через суд. Понимает ли она, что на этот раз ее шансы выиграть фактически равны нулю? Умом понимает. Но ее сердце продолжает верить в чудо. А вдруг?
Поэтому студентка областного технологического колледжа сервиса Света Бучина по-прежнему умудряется несколько раз в месяц выкраивать деньги на проезд из Усть-Каменогорска в Семей, где рассматривается ее дело. Это при том, что ее ежемесячный доход вместе со стипендией и пособием составляет всего 20 тысяч тенге. Из них 15 она отдает хозяйке за проживание вместе с питанием. У ее старшего брата, который мог бы стать ей опорой, давно своя жизнь, где для Светы не нашлось места…
По закону воспитанница детдома имеет право на жилье от государства. Только вот в продвижение своей очереди она верит еще меньше, чем в победу в суде…
Мне очень хочется обратиться к акиму Восточно-Казахстанской области. Уважаемый Бердибек Машбекович! Сейчас много говорят о строительстве резиденции Деда Мороза в Усть-Каменогорске. Пока главный новогодний волшебник не въехал в свои владения, пожалуйста, примерьте его шубу и сделайте так, чтобы мечта Светы Бучиной стала реальностью. Иначе сердце маленького бойца окончательно покроется коркой льда от непосильного груза разочарований.
Милана ГУЗЕЕВА, фото автора, Семей, тел. 87055245953, e-mail: lana_semey@mail.ru