“Байтерек”: мина замедленного действия
Вчера на правчасе в мажилисе перед депутатами ответ держал председатель Национального космического агентства Талгат МУСАБАЕВ (на снимке).
Многих мажилисменов на встрече с главным космонавтом страны волновал вопрос, когда же наконец Казахстан преодолеет неприступный забор космодрома Байконур и сможет полноправно хозяйничать там, запускать свои ракеты. Мажилисвумен Куралай КАРАКЕН поинтересовалась, как на Байконуре продвигается создание космического ракетного комплекса (КРК) “Байтерек”.
В ответ г-на Мусабаева понесло. Он заявил: проект по КРК “Байтерек” изначально был провальным, и в его затягивании виновата как Россия, так и Казахстан. С казахстанской стороны этот вопрос прорабатывали люди, которые вообще слабо понимали, что такое КРК, ответил Мусабаев. Поэтому в тексте соглашения уже были заложены, по его словам, “мины замедленного действия”, которые срабатывают сегодня.
- Не были оговорены ни сроки сдачи комплекса в эксплуатацию, ни стоимость КРК. Ни одного риска не было на России - все ложилось только на плечи Казахстана! - сокрушался Талгат Мусабаев. - В то время цена проекта была подъемная - 223 миллиона долларов. Сейчас она выросла до 1,7 миллиарда долларов. Если бы Россия пошла на софинансирование данного проекта хотя бы наполовину…
Однако Россия не только не полезла в карман за “зелеными”, но, как выразился Мусабаев, “тихой сапой, не оповестив нас, начала в прошлом году продвижение такого же проекта на космодроме “Восточный” в Амурской области”. И теперь Казахстану невыгодно создавать комплекс “Байтерек”, потому что “Восточный” находится на одной широте с Байконуром и создает ему прямую конкуренцию.
- Зачем нам строить КРК как памятник бесхозяйственности в степи? Чтобы потом смотреть на него? - иронизировал Мусабаев. - Поэтому в этом году была достигнута договоренность между президентами РК и РФ о переносе “Байтерека” с ракеты-носителя “Ангара” на ракету-носитель “Зенит”, что позволит в разы сократить стоимость проекта. Сейчас решается вопрос совместного использования КРК на основе “Зенита”, чтобы Казахстан наконец приступил к настоящей ракетно-космической деятельности на собственном космодроме. Сейчас там нет ни одного нашего специалиста, мы все ходим вокруг забора! Даны поручения Роскосмосу и Казкосмосу решить вопрос технической и правовой возможности вхождения Казахстана на космодром и совместного использования “Зенита”.
Талгат Мусабаев также заявил, что между правительствами России и Казахстана заключено соглашение о воссоздании межправительственной комиссии по комплексу “Байконур”, которая будет заниматься также социальными вопросами города.
- Раньше я не мог толком решать свои “космические” вопросы, потому что постоянно занимался канализациями, пенсиями, яслями, школами города Байконур! Писал по жалобам жителей в Минтрудсоцзащиты населения. Да кто я для них такой! А вот теперь они будут знать, что им оттуда (из межправительственной комиссии. - Л. Б.) по башке могут дать, и задумаются! Все министры будут отчитываться по городу этой комиссии. Наконец-то здравоохранением там будет заниматься министр здравоохранения, а не Мусабаев, - облегченно вздохнул глава Казкосмоса.
Он также сообщил, что президенты обеих стран договорились решить вопросы по комплексу “Байконур” на основе нового договора, подразумевающего постепенный отход от арендных отношений как по космодрому, так и по одноименному городу.
Лэйла БАСАРОВА, фото автора, Астана