Жертвы обстоятельств?
Адвокат пограничника Владислава ЧЕЛАХА (на снимке), обвиняемого в убийстве 14 сослуживцев и егеря на посту “Аркан-Керген”, Жумагайша САРЖАНОВА попросила суд не только оправдать своего подзащитного по шести статьям уголовного кодекса - “Убийство”, “Кража”, “Хищение оружия”, “Незаконное получение государственных секретов” и “Дезертирство”, - но и назначить ему наказание, не связанное с лишением свободы, признав его виновным лишь по статьям “Умышленное уничтожение или повреждение военного имущества” и “Незаконное ношение оружия”.
- Я прошу оправдать подсудимого по предъявленным обвинениям по шести статьям, так как подзащитный Челах сам признает временное оставление части “Аркан-Керген” и незаконное хранение и ношение оружия, то есть пистолета, - заявила Саржанова на вчерашнем заседании суда. - Учитывая, что эти преступления относятся к категории средней тяжести, а также тот факт, что Челах ранее не был судим, не привлекался к уголовной ответственности, по месту жительства и во время прохождения службы характеризовался положительно и оказался жертвой обстоятельств, прошу председательствующего судью отнестись к Челаху не как к подсудимому, а как к молодому человеку, начинающему жизнь.
Кроме того, Саржанова попросила суд оставить иски потерпевших без удовлетворения.
Между тем приговор в отношении экс-начальника погранзаставы “Сары Боктер” Алексея ФОМИНА (на снимке), обвиняемого в непринятии мер по восстановлению связи с временным постом “Аркан-Керген” с 28 по 30 мая (в период, когда произошла трагедия), а также в незаконном хранении боеприпасов, служебном подлоге, бездействии и превышении власти, будет оглашен, как ожидается, в среду, 12 декабря. Фомин по-прежнему не признает своей вины и настаивает на том, что он не знал об отсутствии связи с “Аркан-Кергеном”. Об этом он заявил вчера в ходе судебных прений.
- Я очень сожалею о том, что произошло, и выражаю соболезнования всем, кто потерял своих родных и близких на посту “Аркан-Керген”, - подчеркнул он. - Но моей вины в этом нет. Везде и всюду говорили (имеется в виду руководство Ушаралского пограничного отряда. - С. Д.), что пограничная застава не дала возможность им действовать (то есть якобы из-за отсутствия связи погранотряд не знал о ЧП на посту и не мог адекватно реагировать. - С. Д.). А что должна была сделать застава с шестью солдатами и восемью контрактниками? С самого начала меня мучает вопрос: где же согласованность действий командиров и руководящего состава?
Фомин считает, что доказательства его вины должны быть обоснованными, а оценку трагедии на посту “Аркан-Керген”, полагает он, даст время и общество.
- Лицо, нарушившее воинскую присягу, - это изменник Родины. Предатель, другими словами. Каким я себя никогда не считал и считать не буду! Я был и буду предан данной мной воинской присяге - клятве на верность народу Казахстана и его законно избранному президенту! - сказал в своем последнем слове Фомин.
Сандугаш ДУЙСЕНОВА, фото атора, Алматинская область