9026

Бес попутал

Ох, не иначе, как темные силы причастны к исчезновению церковных денег в Караганде!

В Казыбекбийском райсуде Караганды рассматривают дело трех молодых алматинцев, обокравших Свято-Введенский собор. По подсчетам священнослужителей, злоумышленники умыкнули пожертвования прихожан и церковные ценности на общую сумму более 90 миллионов тенге.Больше половины этих денег благополучно вернули храму. А вот куда подевался 41 миллион - та еще загадка. Хотя, если верить подсудимым, кроме полицейских, приложить руку к похищенной ими наличности было некому.

Повара алматинских кафе Александр ЕЖОВ и Антон АЛЕМСКОЙ приехали в Караганду по приглашению приятеля Александра ЗАЙЧИКОВА. Тот некоторое время назад трудился в одном из храмов южной столицы за еду и одежду. А потом батюшку Севастиана, с которым общался Зайчиков, назначили владыкой Карагандинской епархии. Священник позвал парня с собой. Однако на новом месте Зайчиков не прижился. Церковные служащие подловили его на мелком воровстве и поспешили с ним распрощаться. С тех пор Зайчиков перебивался случайными заработками на стройках.
Как говорят подсудимые, они просто хотели посмотреть на Караганду, отдохнуть тут и развеяться. 13 августа парни прибыли в город и поселились в гостинице в районе юго-востока. Вечером вышли прогуляться. Когда проходили мимо Свято-Введенского собора, в их головах и родился план “кражи века”.
- По предположению Зайчикова, у владыки могло храниться около двухсот тысяч долларов, - рассказал на процессе Александр Ежов. - Поначалу мы отказывались идти на преступление. Но потом чары денег взяли свое. Зайчиков сказал, что у него есть аппарат, которым можно вскрыть сейф. Назвал его “горынычем”. И около 12 часов ночи мы пошли на кражу.
По показаниям подсудимых, на территорию храма они проникли через забор. Затем пробрались в административное здание. Ежов и Алемской стояли на шухере, а Зайчиков орудовал “горынычем” в кабинете владыки Севастиана. Когда железная дверца сейфа поддалась, похитители упаковали деньги в две большие сумки: дорожную и спортивную. В третью сложили медали, иконы и прочие церковные принадлежности.
- Деньги были запечатаны. Некоторые были перетянуты бумажными лентами, а некоторые обер­нуты в целлофан. Я складывал их аккуратно, по-горизонтали, - вспоминал Александр Зайчиков. - Считать мы их не стали. Просто помню, что дорожная сумка была набита до отказа, а то, что не вместилось, я положил в спортивную. Там были крупные купюры тенге, евро, российских рублей, долларов.

Молодые люди выбрались на пустырь и нашли место, густо поросшее высокой травой. Координаты его запомнил Зайчиков, поскольку более-менее ориентировался в городе. А его приезжие друзья помнят только то, что там очень неприятно пахло болотом. Поклажу с похищенным спрятали в зарослях. Зайчиков прихватил “на всякий случай” два миллиона тенге. Затем все отправились в другую гостиницу, где легли отсыпаться. Проснулись около полудня 14 августа. И тут, по признаниям молодых людей, их одолело раскаяние.
- Мы испугались этих денег, - пояснил Ежов. - Обсудили все и решили при удобном случае вернуть их церкви. Поэтому сразу и не уехали. Но для начала подумали, что нужно сумки перепрятать понадежнее, закопать где-нибудь. Примерно в четыре часа дня я и Алемской поехали на базар, чтобы купить лопату. А когда вернулись, к нам в номер постучала администратор. Я открыл дверь - и... сразу пистолет в голову и пару раз по ушам. Полицейские ворвались, кулаки на нас потренировали.
Далее Зайчикова повезли к схрону. По его утверждению, с ним находились четверо полицейских: начальник юго-восточного ОП Ерлан НАМЫСОВ, водитель и двое оперативников, чьих имен он не знает, но может опознать. Сумки лежали в том виде, в каком воришки их оставили ночью. Через несколько минут к месту обнаружения подъехали еще несколько полицейских. Подозреваемого тут же усадили в машину и отправили в отделение. Там он провел около двух-трех часов, а затем его снова повезли на пустырь. На этот раз сыщики прихватили с собой видео­камеру и понятых.
- Когда меня увозили в первый раз, у сумок оставались полицейские, - вспоминал на суде Зайчиков. - Я вообще не хотел больше туда ехать. Место ведь уже указал. А по приезде они начали снимать на видео, как будто я им впервые все показываю. Я тогда сразу внимание обратил, что в сумках явно кто-то рылся, все перевернули. Пачки банкнот были надорванными. И вообще внешне было видно, что денег там стало меньше.

После того как церковных служителей известили о раскрытии преступления, стало наконец известно, сколько же наличности хранилось в сейфе у владыки: 2 тысячи долларов, 40 тысяч евро, 1 миллион 100 тысяч российских рублей и 75 миллионов тенге. Эти средства планировалось направить на строительство нового храма в Михайловке. Увы, радовались священники недолго. Потому что при пересчете возвращенной полицейскими суммы недосчитались 41 миллиона тенге. В итоге церковь подала гражданский иск с требованием взыскать недостающие деньги с подсудимых. Что крайне возмущает как парней, так и их защитников.
- Ну нереально ведь потратить за полсуток с момента кражи до момента задержания 41 миллион! - говорит адвокат Ежова Татьяна ВЛАСОВА. - Если бы так произошло, полицейские должны были установить, где, когда и на что именно мальчишки израсходовали деньги. Однако следствие эти детали вообще не упоминает. Мы обращались с жалобами в УСБ. Тишина. Больше того - знаем, что представители церкви подавали заявление в полицию о недостающей сумме. Но никаких движений после этого не последовало. Недостачу упорно вешают на подсудимых. Они не отрицают своей вины в краже и готовы понести за нее наказание. Но почему они должны возмещать ущерб, который нанесен не ими?
Конечно, Зайчиков и его друзья во время исчезновения миллионов из сумок не присутствовали и за руку никого не ловили. Тем не менее они полагают, что церковными деньгами поживились стражи порядка.
- Потому что больше некому, - лаконично отметил Зайчиков во время дачи показаний в суде.

Выяснить истину подсудимые и их защитники намерены во время дальнейших слушаний. Возможно, при опросе полицейских, участвовавших в задержании алматинской троицы, тайна приоткроется.

Ирина МОСКОВКА, moskovka@time.kz, фото автора, Караганда

Когда верстался номер

Департамент финансовой полиции по Карагандинской области распространил сообщение: областная прокуратура возбудила и выделила в отдельное производство уголовное дело по факту кражи части денежных средств, похищенных из Свято-Введенского собора. Материалы дела на днях передали в финансовую полицию для проведения расследования. Иную информацию финполовцы пока не разглашают в интересах следствия.

Поделиться
Класснуть