Шал, да удал
На днях в Алматы состоялось заседание, посвященное донесению послания пре... то есть режиссера Ермека ТУРСУНОВА (на снимке) народу. Называлось оно “Шал”. Шифры картины” и крутилось вокруг обсуждения новой ленты автора незабвенной “Келин”. Много умных людей решали, хороший фильм снял Турсунов или все-таки отличный.
Можно было ожидать, что Ермек выступит в роли Уильяма ФОЛКНЕРА, который, написав очередной роман, ездил по США и говорил студентам: “Ребята, вот тут я имел в виду вот это!”. Ну мало ли, вдруг кто-то недопонял снятую по мотивам повести Хемингуэя “Старик и море” историю про аксакала, спасающего свою отару от волков. Или понял так, как сетевой автор Салима ДУЙСЕКОВА: дескать, старик - это президент, бараны - народ, а маленький мальчик - сам режиссер. Тут без дешифровки никак не обойтись!
Но Турсунов сидел скромно, потупив очи, и лишь внимал выступающим. А выступающие расходились не на шутку.
- Хороший, большого масштаба фильм, - сказал Асанали АШИМОВ.
- Я “Шал” не видела, но знаю, что это очень хорошо! - прямо заявила ректор консерватории имени Курмангазы Жания АУБАКИРОВА.
- Он (фильм. - Т.Б.) доходит до сердца и мозгов! - вторила ей Ажар ЖУБАНОВА, и тот факт, что Ажар Ахметовна является доктором биологических наук, придавал ее тезису особую метафизическую глубину.
Один за другим спикеры рассыпались в комплиментах с прилагательными “великолепный”, “блестящий”, “шедевральный”, пока наконец председатель Союза журналистов Казахстана Сейтказы МАТАЕВ со всей свойственной ему прямотой не выпалил:
- Ермек, я тебе в лицо хочу сказать! Рад, что мы живем с тобой в одно время!
Еще немного, и там же бы вспомнили, что Ермек создал независимый Казахстан, а также лично возглавлял колонну демонстрантов на площади в декабре 1986-го.
Все это здорово напоминало обсуждение романа Берика ЖЫЛКИБАЕВА в “Интеллектуальном клубе” Ауэзхана КОДАРА, где Берика Магисовича ставили в один ряд с МАРКЕСОМ и КОРТАСАРОМ (явная недоработка - надо ставить выше, потому что ну сколько можно не ценить свое, преклоняться перед Западом, и все такое). Правда, собственно о своем видении рассказал только поэт Темирхан МЕДЕТБЕК - по его словам, “Шал” повествует о пути к Богу человека, которому Бога заменял футбол.
На этом бы и завершить - все же понятно, к чему ненужные подробности - но модераторы дали слово политологу Айдосу САРЫМУ:
- Думаю, что это напрасный труд - расшифровка фильма. Каждый видит в зеркале себя.
Айдос предостерег от религиозного прочтения смыслов картины, однако музыковед, доктор искусствоведения Асия МУХАМБЕТОВА тут же заявила:
- “Шал” - это тенгрианская картина. Говорят: поскреби русского - найдешь татарина. Так вот поскребите казаха - и найдете не атеиста или исламиста, а тенгрианца. Посмотрите на поведение старика в фильме! Он ведь ругается со Всевышним! Ни в исламе, ни в христианстве такое невозможно, попробуйте поругаться с Аллахом!
Кроме того, Асия Иббадулаевна заметила, что турсуновский шал “разговаривает с баранами на равных”. Это, по-видимому, должно положительно характеризовать героя, но, кажется, не каждый захочет разговаривать с баранами на равных, при всех остальных неоспоримых преимуществах тенгрианства.
Слушая спикеров, дизайнер Нурлан ТУРЕХАНОВ ерзал на стуле, пока наконец не добрался до микрофона.
- Здесь царит всеобщее преклонение, восхваление, елей льется со всех сторон, - взял быка за рога Нурлан. - Но это не тот фильм, которым надо гордиться. В нем же ничего нет! Я не понимаю, за что вы его хвалите и что тут расшифровывать. Возможно, Ермек и пытался что-то туда вложить, но все это на уровне 6-го класса средней школы.
Туреханова едва не освистали, даже несмотря на его ремарку, что лучше сейчас сказать режиссеру правду, чем остановить его рост ненужной лестью. Ведь лесть - это блюдо, которое нужно подавать холодным.
Кстати, примерно то же самое происходило ранее на “круглом столе” Казахстанского клуба политических решений, где Турсунов показывал свой фильм. Обычно после демонстрации на автора обрушивается волна критики и вопросов, а после “Шала” все сидели, заглядывали в рот Ермеку и рукоплескали каждому его заявлению. Тогда, помнится, мне захотелось сказать что-то поперек строго из чувства внутреннего протеста - как писал еще Олжас СУЛЕЙМЕНОВ, если в кругу математиков все говорят “да”, то значит или задача поставлена неправильно, или коллектив исчерпал свой потенциал. Так что этим “нет” Туреханов действительно делает для Турсунова больше, чем все “да”. Даже с учетом того, что уровень анализа оставлял желать лучшего.
Тулеген БАЙТУКЕНОВ, Алматы, тел. 259-71-96, e-mail: tulegen@time.kz, фото Романа ЕГОРОВА