6923

От винта?

В номере газеты за 1 декабря мы сообщили о том, что в Министерстве транспорта и коммуникаций подготовили проект правительственного постановления, в случае принятия которого в Казахстане может развалиться рынок внутренних пассажирских авиаперевозок (см. “За бортом”). В тот же день редакция получила комментарии профильного ведомства за подписью председателя Комитета гражданской авиации Бекена Сейдахметова, из которых следует: Минтранском не согласен с критикой.

Напомним четыре пункта этого проекта, вызвавших волну возмущения авиакомпаний.
Во-первых, каждая авиакомпания для выполнения внутриреспуб­ликанских рейсов должна иметь не менее пяти действующих самолетов одинаковой пассажировместимости.
Во-вторых, всех авиаперевозчиков хотят обязать пройти производственный аудит безопасности Международной ассоциации воздушного транспорта (ИАТА) и иметь соответствующий сертификат (IOSA).
В-третьих, перевозчик должен иметь собственный веб-сайт для онлайн-сервисов по бронированию и приобретению электронных билетов.
В-четвертых, авиакомпании должны иметь не менее двух офисов продаж авиабилетов в двух городах страны.
И вот что по этому поводу думают в Минтранскоме.

О пяти судах одного типа, корпоративном веб-сайте и наличии двух собственных офисов по продаже билетов.

Согласно законодательству все эксплуатанты могут осуществлять полеты внутри Казахстана при выполнении нормативных требований, определенных Законом “Об использовании воздушного пространства и деятельности авиации” от 15.07.2010 г., а также подзаконными актами. В настоящий момент назначение на маршруты в Казахстане производится без системы использования конкурса, только на основании квалификационных требований.
Согласно статье 74 вышеназванного закона, авиакомпания в соответствии с сертификационными требованиями обязана располагать воздушными судами, включая их резерв, финансами и имуществом для безопасной эксплуатации воздушных судов и поддержания их летной годности и т. д. Требования, касающиеся наличия необходимого парка воздушных судов, веб-сайта и офисов по продаже авиабилетов, направлены прежде всего на повышение качества услуг, предоставляемых пассажирам.
К примеру, если говорить о требовании, согласно которому у компании должно быть несколько самолетов, то это необходимо для того, чтобы в случае поломки или задержки одного они могли заменить его другим бортом. То, что компания должна иметь свой собственный сайт, - это вообще требование времени, более 9,5 миллиона казахстанцев сегодня пользуются Интернетом.

О сертификате неправительственной организации ИАТА, который должна иметь каждая отечественная авиакомпания. Почему казахстанским авиаперевозчикам недостаточно того, что страна регулярно проходит аудит более влиятельной, чем ИАТА, организации ИКАО? Наша республика ратифицировала большинство конвенций этой структуры ООН.

Казахстан присоединился к ИКАО, которая объединяет граж­данскую авиацию стран мира на основании Чикагской конвенции 1944 года. Аудит ИКАО страна проходит раз в два года. С целью повышения уровня безопасности полетов с 2015 года планируется поэтапный ввод стандартов IOSA (международный стандарт по экс­плуатационной безопасности в области осуществления авиаперевозок и обеспечения безопасности). В 12 странах (Бразилия, Чили, Египет, Мексика, Панама, Сирия, Турция, страны Персидского залива, Ливан, Бахрейн, Мадагаскар, Коста-Рика) наличие сертификата является обязательным условием для подтверждения перевозчиком права осуществлять пассажирские перевозки. В мире 373 авиакомпании уже прошли сертификацию по программе IOSA, из них только 240 являются членами ИАТА. Это говорит о том, что программа широко используется как требование стандарта для авиакомпаний, выполняющих пассажирские перевозки. Пассажиры могут быть уверены, что внедрение данных стандартов позволит повысить качество предоставляемых услуг и обеспечит надлежащее техническое состояние парка воздушных судов согласно международным требованиям.

О том, что с принятием новых правил на внутреннем рынке пассажирских авиаперевозок практически исчезнет едва начавшаяся конкуренция.

Мировые показатели безопас­ности за 2011 год и данные 2012 года говорят о том, что уровень безопасности авиакомпаний, успешно внедривших стандарты IOSA, в среднем в два раза лучше показателей других авиакомпаний. У казахстанских авиакомпаний есть еще два года для подготовки и прохождения обязательного аудита IOSA (выделено нами. - В. Б.). Это связано с требованиями повышения уровня безопасности полетов в Казахстане со стороны международных организаций в первую очередь со стороны Европейского сообщества. Все мероприятия в области гражданской авиации направлены на то, чтобы привести уровень безопасности полетов в Казахстане в соответствие с международным. Это позволит отечественным авиакомпаниям выйти из так называемого черного списка Европы. Повышение требований к авиакомпаниям в первую очередь связано с необходимостью обеспечения безопасности полетов.

О возможном лоббировании интересов компании “Эйр Астана”, которая одна соответствует разработанным правилам.

Интересы авиакомпании “Эйр Астана” при разработке проекта не учитывались. Все аспекты требований рассматривались только с точки зрения безопасности полетов и качества предоставляемых услуг.

Отдают ли отчет разработчики этих правил, что после их принятия аэропорты Семея, Уральска, Талдыкоргана и других городов могут прекратить свою работу? Как быть пассажирам, которые не смогут летать по многим направлениям внутри страны?

В аэропорты городов Семей, Талдыкорган, Кокшетау, Петропавловск, Павлодар, Урджар, Зайсан, Жезказган, Усть-Каменогорск, Караганда, Кызылорда выполняются полеты по государственной программе субсидирования перевозок из республиканского и местного бюджетов. На 2013 год планируется увеличить направления и частоту полетов по программе субсидированных рейсов, что даст возможность гражданам Казах­стана воспользоваться доступным авиационным транспортом.
Напомним, что авиационный транспорт является самым бе­зопасным видом транспорта. По статистике, к примеру, за 2010 год, по данным ИКАО, на 30,5 миллиона вылетов было зафиксировано 19 авиационных происшествий с человеческими жертвами. Безопас­ность никогда не бывает дешевой, она требует постоянного контроля за всеми процессами, происходящими в гражданской авиации. Вопросу доступности авиатранспорта для населения сегодня государством уделяется большое внимание. К примеру, существует программа социально значимых рейсов, в рамках которой выделяются средства из бюджета в качестве дотаций на те направления, которые являются убыточными. К примеру, авиакомпания “Жетысу” благодаря поддержке из местного бюджета выполняет рейс Талдыкорган - Астана. Не будь господдержки, ни одна из авиа­компаний не заинтересовалась бы этим направлением.
Наряду с этим, вы знаете, авиакомпании применяют сетку тарифов, в которой при определенных условиях предоставляются скидки. Маршруты и тарифы, за исключением субсидированных, в настоящее время любая авиакомпания может самостоятельно определять в зависимости от политики авиакомпании. Единственное условие - соблюдение необходимого уровня безопасности полетов.

Виктор БУРДИН, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

А тем временем

Пиши пропало...

В России 1 декабря вступили в силу изменения в сертификационные требования, предъявляемые к парку российских авиакомпаний.
По новым правилам перевозчики для выполнения регулярных рейсов должны иметь не менее трех самолетов. Соответствующий приказ Минтранса России был опубликован еще в конце мая 2012 года, и авиа­компаниям было дано полгода для того, чтобы подготовиться к новым требованиям. Несмотря на это, многие эксперты заявили: нововведение фактически ставит крест на возможности появления в России новых авиакомпаний и становится непреодолимым барьером для развития рынка региональных авиаперевозок.

По сообщению avia.ru, Алматы

Поделиться
Класснуть