29917

Как мёртвому - развязка

Обильный снегопад, обрушившийся на Алматы в ночь на 1 декабря, превратил самый большой город Казахстана в один огромный сугроб. Автомобильное движение практически замерло, пешеходы тоже старались без особой необходимости на улицах не появляться. Вот так в южной столице  досрочно наступил конец света.

Городской акимат оперативно-бодро отрапортовал, что в борьбе со стихией задействовано 237 единиц техники, лопатами машут более 1000 человек. Однако ожидаемого эффекта эти меры не принесли. Даже вчера, по прошествии трех суток после снегопада, передвигаться по алматинским улицам нужно было с предельной концентрацией внимания, а на второстепенных улицах - лишь с минимальной скоростью. И машинам, и пешеходам. К утру вчерашнего дня снег просто сгребли с автодорог на обочины, в связи с чем тысячи водителей были вынуждены бросать машины прямо на проезжей части.
Любопытно, что о грядущем в Алматы транспортном коллапсе предупреждали накануне снегопада: международные эксперты Глобального экологического фонда и Программы развития ООН на специальном семинаре заявили, что в единственном казахстанском мегаполисе критически высок уровень передвижения по городу на частных автомобилях. 80 процентов алматинцев вынуждены оставлять свои автомобили прямо у дорог, поэтому никакие развязки Алматы не спасут. Если срочно не вмешаться в ситуацию, то очень скоро город превратится в одну большую пробку. Голландский специалист по вопросам транс­порта Гвидо БРЮГГЕМАН (на снимке) рассказал газете “Время”, как - пока еще не поздно - можно предотвратить надвигающуюся катастрофу.

- Алматинцы, кажется, уже обреченно свыклись с мыслью, что ситуация на дорогах города неотвратимо ухудшается.
- Я не первый раз в вашем городе. И могу сказать, что ситуация на ваших дорогах не сильно отличается от той, что наблюдается в крупных городах других стран бывшего Советского Союза. Пробки есть везде, и важно разобраться, из-за чего они возникают. На мой взгляд, в Алматы они потому, что руководство города слишком долго не придавало проблеме большого значения. И, как следствие, не было системного подхода к решению вопроса. Сейчас власти предпринимают ряд мер по исправлению ситуации, но они отрывочны и между собой никак не связаны.
Каждый год в городе строят новые развязки. Одна - здесь, вторая - там, третья - на въезде в город. Но ответьте: благодаря этим развязкам ускорилось ли движение, вы приезжаете на работу быстрее, чем раньше?

- Медленнее. Например, из-за новых развязок на улице Саина полностью забивается проспект Аль-Фараби.
- Если тяжелобольного человека лечить с помощью пластырей, сможет ли он поправиться? Нет. Быть может, у него заживет царапина на руке, но в целом его состояние будет только ухудшаться. Вот и развязки - как кусочки пластыря на теле города. Чтобы выздороветь, нужно знать точный диагноз и правильно лечиться. Сейчас ситуация в Алматы такова: количество автомобилей, ежедневно въезжающих в центр города, постоянно растет. Представьте, что вы закачиваете в человеческий организм десятки литров крови. В скором времени сердце просто лопнет. То же самое может произойти с вашим прекрас­ным городом: в какой-то день вы столкнетесь с тем, что никто никуда не сможет доехать.

- Эксперты называют разные причины возникновения заторов: изначально ущербный генплан города, отсутствие культуры вождения у алматинцев. А вы как считаете?
- Главная проблема Алматы в том, что никто не задумывается, каким будет город через 10-15 лет. И точно так же обстояли дела 10-15 лет назад. У властей города есть план строительства новых развязок. Но для чего они нужны? Чтобы проехало как можно больше автомобилей. Задача сформулирована неверно изначально! Надо перемещать не автомобили, а людей. Утром всем надо добраться до работы, вечером - вернуться домой. По большому счету, поверьте мне, людям в других странах не так важно, на каком транспорте они доберутся до работы. Главное - быть там в нужное время.
У алматинцев, к сожалению, другие приоритеты, и, самое главное, нет альтернативы. Очень многие хотят приехать на работу исключительно за рулем, другие - вынуждены так добираться. Сейчас мы пытаемся помочь акимату сформулировать другое виденье - куда должен двигаться город. Я больше 30 лет занимаюсь вопросами транспорта. И я не видел ни одного города, в котором с помощью новых развязок и дорог решили бы все проблемы.

- И куда, на ваш взгляд, “должен двигаться” наш город?
- В первую очередь надо поменять отношение к общественному транспорту. Для вас, я думаю, это не новость. Надо использовать опыт других мегаполисов - Москвы, Лондона, Стамбула. Огромные потоки передвигаются с помощью скоростного транспорта - как наземного, так и подземного. Не так много жителей этих городов могут позволить себе личный автомобиль, поэтому для них так важен общественный транспорт.
В Цюрихе и Вене люди побогаче, и большинство имеют машины. Но почему 60 процентов их жителей передвигаются на общественном транспорте? Потому что это комфортно и удобно. Машина хороша для длинных поездок в другие города, на природу, за покупками, для выходных. А в будни гораздо проще сесть в метро или скоростной трамвай, выйти на своей остановке и не думать о том, куда тебе парковать машину, сколько за это придется заплатить, а также где заправиться, что тоже стоит денег.
Наряду с метрополитеном, строительство которого в Алматы, конечно же, нужно ускорять, я бы предложил заниматься более дешевыми и практичными видами общественного транспорта. К примеру, есть отличная возможность запустить скоростной трамвай по улице Толе би. Она соединяет спальные районы с центром и пересекает весь город. Есть предложение и по широким улицам - на них можно обозначить выделенную полосу для автобусов. Такой проект действует, например, в Стамбуле.
Когда европейцы попадают в Алматы, они сходят с ума от зависти! Ведь там у них очень узкие улочки. У вас прекрасные широкие дороги! По улице Желтоксан размечено сразу пять полос. То же самое  на улице Наурызбай батыра. Вы сами не осознаете, что живете в роскоши. Но почему там машины едут, а у вас стоят? Потому что вы неэффективно используете потенциал этих потоков. Два ряда стабильно заняты под парковки. Еще три - в хаосе: кто-то высаживает пассажиров, кто-то поворачивает через две полосы. И в результате - низкая скорость потока. Сделайте одну полосу только для автобусов - и вы сразу почувствуете эффект. Каждый автобус способен перевезти 60 человек в час. 100 автобусов - 6000 человек. А сейчас за один час по одной полосе у вас проезжает всего 80 легковых автомобилей. Это максимум 400 человек. Сравните!

- Да, но ведь автомобилисты будут недовольны. И на автобусы они вряд ли пересядут.
- Конечно, пока общественный транспорт не станет комфортным, автолюбители не будут отказываться от личных машин. Но это тоже важная часть стратегии развития городской транспортной сети.
Помимо общественного транспорта алматинцам следует разобраться с системой паркинга. Если убрать с улиц все припаркованные автомобили, то достаточно быстро можно добиться увеличения скорости трафика. Нынешняя система парковки в Алматы - это хаос. Мы обсуждали этот вопрос с городскими властями. Насколько я знаю, сейчас есть трудности с законодательством, и необходимо привлекать инвестиции. Хотя есть и достаточно недорогие решения, с помощью которых можно хоть немного, но улучшить ситуацию на дорогах.

- Например?
- Например, в Алматы крайне мало перекрестков, где есть отдельная секция для поворотов налево. В результате автомобили забивают целый ряд и существенно уменьшают пропускную способность перекрестка.

- Основная отговорка властей по проблеме автотранспорта звучит очень просто: город не рассчитан на такое количество машин. Мол, здесь должно быть максимум 300 тысяч автомобилей…
- Но почему тогда власти продолжают строить дороги? Не надо быть экспертом, чтобы понять простую вещь: каждая новая дорога привлекает в город еще больше автомобилей. У меня крепнет ощущение, что транспортные проблемы в Алматы пытаются решить исключительно с помощью асфальта и бетона. Дорог больше, они шире - но! Стал ли от этого более удобным центр города? Нет. Сколько бы дорог мы ни построили, они все приведут в центр. А он не меняется, и он не резиновый.
Поэтому повторю свою мысль: ни в одном мегаполисе мира еще не удалось решить все транспорт­ные проблемы только с помощью новых дорог и развязок. Сейчас очень важно сформулировать транспорт­ную стратегию Алматы на ближайшие - не годы - десятилетия. И власти вынуждены будут принимать непопулярные для горожан решения, как это было во многих странах мира, в том числе в городах Юго-Восточной Азии, Африки, Южной Америки. Да, ряд решений, которые мы предлагаем, вызовут вопросы у алматинцев. Но именно поэтому нужна политическая воля при принятии такой стратегии. Транспорт - это часть нашей жизни. Как вы будете ездить - часами простаивая в заторах или с комфортом - зависит от государства. Если человек тратит по два часа в день на поездки, то вряд ли это делает его счастливым. Кого вы вспоминаете, попадая в пробку? Конечно же, власть. И в большинстве случаев, уверен, не добрым словом.

- Через 10-15 лет власти Алматы обещают его жителям развитую систему метро. Разве это не улучшит ситуацию на дорогах?
- Да, метро решит вопрос для некоторых районов города. Но у меня ощущение, что этот проект реализуется медленно и слишком дорого обходится бюджету страны. Я бы посоветовал акиму Алматы съездить в Софию и изучить болгарский опыт. Там строят мет­ро в четыре раза быстрее. И каждый километр стоит в четыре раза дешевле. Обратите внимание: в четыре раза быстрее, в четыре раза дешевле! Судя по всему, мэр Софии знает какой-то секрет.

- Как я понимаю, сейчас вы консультируете городские власти Алматы. Вы не интересовались, почему до сих пор не построены обещанные несколько лет назад 70 многоярусных паркингов? В те времена упорядоченную парковку называли панацеей от пробок…
- Да, в принципе, система паркингов решает проблему, но сегодня, увы, ваши жители к ней не готовы. Допустим, сейчас рядом с вашей работой построят паркинг. Станете ли вы им пользоваться? Нет. Потому что автомобиль можно оставить у дороги бесплатно. Или заплатить 100 тенге парковщику. Чтобы организовать правильную парковку в городе, должна быть создана целостная система, в которой есть прозрачная оплата, наказание за нарушение правил и самое главное - экономическая привлекательность для всех участников автомобильного движения.
Мы проводили семинар в Алматы, в ходе которого представитель Хорватии рассказал, что их система включает в себя паркинги в 50 городах страны. А в каких городах Казахстана есть система паркинга? Ни в одном. Об этом можно говорить часами, но пока водитель не почувствует выгоду от использования многоярусной парковки, он будет проезжать мимо. Но сейчас вы не сможете найти инвестора, готового вложить деньги в создание системы, - этим должно заниматься государство. Поэтому я еще раз говорю: для наведения порядка на алматинских дорогах нужна политическая воля.

Михаил КОЗАЧКОВ, фото Владимира ЗАИКИНА и Романа ЕГОРОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть