Таис афинская
Картины усть-каменогорской художницы Таисии КАРЕЦКОЙ “растут” на стенах.Тревожным или радостным перезвоном звучат в ушах. И даже… возвращают к жизни мертвых! Думаете, есть чему удивляться? Для мастерицы цвета и тени - обычная работа. Таисию Карецкую живопись спасла в прямом смысле слова: избавила от опасного онкологического недуга. А теперь женщина спасает других людей своим творчеством.
Путь к мольберту начался с… зубоврачебного кресла!
- Пациенты меня никогда не боялись, я была хоть и строгим, но все же добрым стоматологом, -
вспоминает Таисия Карецкая. - Больше сорока лет проработала по этой специальности. В моей работе, конечно, красок было маловато: все вокруг белое и стерильное.
А потом и уважаемому врачу потребовалась медицинская помощь.
У Таисии Ивановны обнаружили тяжелое заболевание.
Жизнь как-то разом потускнела.
Родственники, конечно же, окружили заботой и вниманием. Но чувство страха не покидало.
Длительный курс химиотерапии.
Диагноз, который тогда звучал как приговор.
- Не хочется вспоминать, тяжелое было время, - объясняет Таисия Карецкая. - Многое пережила.
Белый халат пришлось снять навсегда.
Впереди - лечение в отделении гематологии.
И неизвестность.
* * *
Палата напоминала чистый лист.
Белый потолок, белые стены, белые казенные простыни.
Да и сами пациенты - бледные, испуганные, подчас потерявшие надежду.
Череда дней, похожих друг на друга. Скука смертная.
Сначала Таисия Ивановна принялась что-то рисовать в своем блокноте. Цветы, лица знакомых, смутные образы, посетившие ее. Новое увлечение так захватило, что и не замечала, как пролетал день.
Родные принесли ей альбом и краски. Диву давались: откуда взялся этот талант?
- Я ведь с самой школы ничего не рисовала. А тут рисунок за рисунком, - вспоминает художница. - Сначала стала изображать цветы. Рисовала их великое множество. Рисовала, забывая обо всем.
* * *
Соседка по палате удивлялась: стоматолог, а так красиво рисует.
Даже сама начала делать наброски - вдруг захватит этот причудливый вихрь цвета?
Увлечение Карецкой оказалось заразительным.
Тот сложный период она лаконично изобразит в натюрморте: “Букет с гранатом”.
Цветы - это жизнь. А гранат… Его рекомендовали постоянно употреблять для очищения крови.
Таисия Карецкая в 67 лет родилась заново.
Болезнь отступила - ушла как страшный сон, будто чья-то кисть размыла темное пятно, нанеся на чистый лист только яркие краски.
- После семи месяцев химиотерапии я поняла, что здорова, бодра и готова начать жить с чистого листа. И рисовать, рисовать, рисовать.
* * *
Ее вдохновением стала Европа.
Сразу после выписки из больницы она отправилась в круиз по Старому Свету. Больше всего впечатлила Греция.
- Это незабываемо! Море на горизонте сливается с небом - ощущение струящейся бесконечности и полной безмятежности. Кажется, в руинах греческих храмов можно постичь до этого непостижимую тайну...
* * *
Техникой живописи она овладела, изучая литературу и пытаясь воспроизвести советы мастеров на холсте. А вдохновения ей было не занимать.
- Бывает, пишу по пять-шесть картин одновременно. Этапами. На одной виден только образ, на другой - уже очертания, третья - почти завершенная работа. А образы... Они приходят беспрерывно - и мистические, и исторические.
Но больше всего художница любит цветы.
* * *
В пятидесятый день рождения Таисия Карецкая чуть не утонула!
В цветах. Было это так. Супруг сделал вид, что совсем забыл о юбилее жены. Даже из дома ушел по делам. А потом - звонок в дверь. Она открывает и…
Перед ней - 50 роз. Все вокруг тонет в разноцветном благоухании. И улыбающийся муж с поздравлениями.
- Во-о-от такая охапка, - широко разводит руками Таисия Ивановна. - Каждый бутон определенного цвета, муж выбирал лично. И где он столько разноцветных роз нашел - ума не приложу.
Подарок вышел символичным. У каждого года жизни - отдельный оттенок. И шипы, напоминающие о минувших заботах…
Муж Таисии Ивановны ушел из жизни несколько лет назад.
А его цветы по-прежнему живут в ее работах.
- Я люблю рисовать розы. Какая женщина их не любит? - улыбается художница. - Особенно если они связаны с любовью.
* * *
- Быть самим собой - это роскошь для многих маститых художников, - говорит заместитель директора по выставочно-экспозиционной части Восточно-Казахстанского архитектурно-этнографического природно-ландшафтного музея-заповедника Тамара БЫКОВА. - Опытные мастера часто мечтают вернуть себе такую наивность в восприятии окружающей их жизни. Таисия Ивановна делает это каждый день. Она любит мир, и он отвечает ей взаимностью.
Именно Тамара Быкова открыла художницу Карецкую. Когда к Таисии Ивановне приехала подруга из Греции, та подарила ей на память несколько своих картин. А для того чтобы вывезти их за границу, понадобилось разрешение музея. Так и произошло судьбоносное знакомство. Потом последовало предложение сделать персональную выставку. Таисия Ивановна долго думала, сомневалась, а после решилась: а почему бы и нет?
Сейчас выставка картин Карецкой проходит в архитектурно-этнографическом музее. Ей есть о чем рассказать.
* * *
За два с половиной года непрерывного творчества Карецкая написала около трехсот картин. Их она не продает принципиально. Хотя были и предложения, и пожелания. Но художница в этом своем “нет” непреклонна.
- Ну это же как дети, разве можете вы продать своего ребенка? Нет, конечно. А вот “отвезти их в гости” - всегда пожалуйста.
Она любит писать портреты дорогих ей людей. Рисует по фотографии - иначе сюрприза не получится. Перед тем как человек, изображенный на портрете, приходит к ней в дом, Таисия Ивановна ставит картину на видном месте. И смотрит - заметит или не заметит?
Изумление невероятное - увидеть себя на холсте.
- В музее висит портрет моей знакомой - “Девушка в шляпе”, - рассказывает Таисия Карецкая. - Она даже не знает, что я ее написала. Вот придет на выставку, а там - такой сюрприз!
* * *
В правом углу ее полотен небрежный росчерк-автограф. Словно гибкий стебель причудливого цветка, выросший на теплых берегах чарующего Средиземноморья. Таис.
- Вот так, по-гречески, почти Афинская, - улыбается Таисия Карецкая. - Я уверена, что мое предназначение - дарить красоту. Знаете, будь у каждого человека, оказавшегося на грани смерти, возможность найти свою настоящую цель, хотя бы в искусстве - это станет истинным спасением.
Эта удивительная оптимистка невероятно любит жизнь.
- Таких, как Таисия Карецкая, называют “наивными художниками” - это означает, что мастер без академического образования, - рассказывает Тамара Быкова. - Я думаю, ее второе рождение как человека, как художника позволяет ей тонко, без прикрас показать естественную красоту вещей. А получается это у нее просто удивительно…
Евгений ФОМИНЫХ, Усть-Каменогорск, тел. 8-7771778287, e-mail: timevostok@mail.ru, фото Оксаны ДЕРГАЧЕВОЙ